Культурная революция

Родительское собрание в классе моей дочери было в самом разгаре. На повестке дня стоял волнительный вопрос об успеваемости.

— Вы знаете, дети часто не понимают смысла того, о чём они читают, — с удивлением отметила учительница, когда дело дошло до предмета «литературное чтение».

Оказалось, накануне наши второклашки читали хрестоматийный рассказ Толстого «Косточка». Это тот самый, где мальчик стащил с блюда одну сливу. Папа заметил пропажу и спросил, кто это сделал. Мальчик не признался. И тогда отец семейства пригрозил, что тот, кто съел сливу умрет, потому что там косточка. Тут испуганный паренек выкрикнул: «Я косточку в окно выбросил», и все засмеялись, а он заплакал.

В общем, ужасный рассказ. И уж если там есть, что обсуждать — так это поведение папы, который сначала не поленился пересчитать ягоды, а потом унизил ребенка. Но дети, конечно, до такого додуматься не могли, и выдали свои версии.

—  Я их спрашиваю: «О чём рассказ?», — продолжает учительница. — А они мне: «О том, что в сливе есть косточка, которой можно подавиться». И ведь это не единственный случай, такие проблемы с восприятием у нас возникают регулярно.

— А они разве могут в этом возрасте всё это понимать? — удивилась одна из родительниц.

— Должны бы, — вздохнула учительница. — По крайней мере, у меня первый раз такое в практике — дети считывают только верхний пласт…

Тут я задумалась — а разве может быть иначе? Ведь и взрослые сейчас не видят глубже того, что лежит на поверхности. Вся массовая культура упрощена до невозможности, главное — просто, быстро и понятно. Иначе не выберешься из потоков информации. И естественно, дети, которые варятся в этой культуре с самого рождения, просто не могут воспринимать что-то иначе.

Читайте также:  Зачем огород городить

Ритм жизни сумасшедший, и востребовано в нем только то, что не требует временных затрат. Мы едим полуфабрикаты, смотрим полуфабрикаты, читаем полуфабрикаты. Да и те, кто их производит, руководствуются ровно теми же принципами: быстрее, быстрее, быстрее, не затрачиваясь. Каждая новая книга, новый фильм — это прежде всего деньги. И чем их больше, тем лучше. Тем более что публика все эти полуфабрикаты охотно переваривает. А выдашь им что-то с глубинными пластами — еще и несварение случится. Того же Толстого в первоисточнике сейчас наверняка не приняло бы ни одно издательство: как минимум, потребовали бы сократить. А может быть, добавить динамики, экспрессии, убрать откровенное морализаторство.

Искусство, как его понимал Толстой, сейчас вообще не востребовано. Он считал, что оно должно воспитывать. Но воспитание предполагает какую-то устойчивую систему ценностей, нерушимые нравственные законы. В наш постмодернистский век все системы ценностей давно девальвировались. Говорить о чем-то серьезно — смешно. Отсюда постоянная ирония, стёб и торжество юмористических жанров в масскульте. И дети прекрасно чувствуют этот ценностный вакуум. Поэтому любая нравоучительная беседа вызывает у них законное отторжение. А все детские каналы пестрят комедийными мультиками и сериалами. А тут Толстой со своей «Косточкой»…

Так что мы не можем требовать от детей больше того, на что способны сами. Мы сами порой не стремимся заглядывать в глубь. Мы сами толком не знаем, по каким законам сосуществовать друг с другом, и что на самом деле хорошо, а что плохо в нашем перевернутом с ног на голову мире.  И если мы хотим что-то изменить в наших детях, начинать нужно с себя. 

…Но всё-таки дома я не смогла сдержать своё любопытство.

Читайте также:  Тайна, покрытая браком

— Полина, о чём рассказ «Косточка», который вы в школе читали? — обратилась я к дочери, которая смотрела очередную серию любимого «Губки Боба».

— Ну о том, что если ты не умеешь вытаскивать косточку, сливы лучше не есть, а то можно умереть, — на секунду задумавшись, ответила она.

Я беспомощно развела руками.

— Ну что ты к ребенку привязалась?! — заступился муж. — Всё правильно она сказала. Для её возраста — это главное, что она должна знать про косточки. А все эти морально-нравственные искания ей вообще по жизни только мешать будут.

И я подумала, что он не так уж и не прав.

Как вам?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
В большом городе
Комментарии: 7
  1. мила

    Абсолютно согласна! По поводу стёбя вспомнился недавний инциндент с радиом «Макя». где ведущие хохмили на тему людей болеющих смертельной болезнью. Причём ведь не дегенераты какие-то, вполне образрванные люди. того же Толстого небось когда то читали. Просто мы уже вступили на следующую сталию деградации — сначала перестали усваивать всё что сложнее комиксов. теперь в результате образовался духовный вакуум, в котором нет места никаким чувствам и эмоциям кроме «ржаки». Стёб превратился в образ жизни.

  2. Иришка

    Ужасный рассказ о том, как нельзя поступать с собственными детьми. Отец семейства соврал, потом пригрозил ни много ни мало, а смертью. после чего публично унизил и опустил ребёнка!!Бог с ним, что парня будет тошнить при виде слив всю жизнь!Но комплексов с тех пор он получит — кучу! Интересно, как наши дети, воспитанные на американских-китайских и т.д. мультиках, которые с огромной скоростью выдают студии фильмов, смогут вообще понять такие изыски Толстого???Да еще и в первом классе!?

  3. Ира

    Ничего не знаю про ваших детей, но мой ребенок вполне понимал и в первом классе подобные рассказы. Может быть тут родительское упущение? Мы Толстого еще в садике читали, совместно обсуждали. Конечно, если только школой, телевизором и соцсетями в интернете ограничиваться — то откуда быть умным людям??? И если сама мама не понимает и не любит данное произведение, то что же от дитя ждать?

  4. Ира

    И еще: прежде, чем ругать общество, обвиняя в деградации — может быть стоит посмотреть на себя? Что такое общество, если не мы?

  5. Стрекоза

    Я как раз принадлежу к поколению людей, выросших на русской классике и добросовестно впитавшей в школе все высокие идеалы. В итоге в 30 с лишним лет у меня глубокий кризис смыслов. Если бы все было просто и легко, как в книгах: ты — хороший, и у тебя все хорошо. Но чаще бывает не так. Ты — хороший, а кто-то этим пользуется, и ведь он вроде бы тоже не плохой, а тебе как-то не так, но при этом и чувство вины постоянно — раз не так, наверное, это всё-таки ты где-то накосячил. Да вы посмотрите, как жили русские писатели! Тот же Толстой, Достоевский — ни в чем себе не отказывали! Они же первые опровергают собственные моральные установки. Поэтому мне сейчас ближе западная литература, пусть более безнадежная и безжалостная, но не порождающая лишних иллюзий, расставание с которыми весьма болезненно.

  6. Иришка

    Еще в школе интуитивно выбирала то, что хотела читать, хотя регулярно огребала от учителя по литературе за это)русскую литературу конечно изучала, но еще в старших классах выбирала зарубежную, — так проще было понять изменяющуюся на глазах реальность. А в русской еще тогда почувствовала какой-то подвох и несостыковку с реальностью. И пока одноклассники на экзаменах писали о личности Чацкого, пыталась понять мир Кронина в «Замке Броуди». И с иллюзиями рассталась еще тогда. Ира, текст ведь не о том, кто и как воспитывает своих детей. И не просто попытка в очередной раз заявить: ах, какое общество, посмотрите!!Может быть, стоит взглянуть не только на верхний пласт этой глубокой истории??

  7. Ира

    Иришке: мой комментарий был, собственно, на Ваш отклик: Интересно, как наши дети, воспитанные на американских-китайских и т.д. мультиках, которые с огромной скоростью выдают студии фильмов, смогут вообще понять такие изыски Толстого???Да еще и в первом классе!?

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: