Конец общества потребления

В том, что с Нового года мы будем жить в новых реалиях, похоже, уже мало кто сомневается. Да и времени для сомнений нет — призрак новой жизни уже витает в офисах, на улицах и особенно в торговых центрах. Вместо традиционных «новогодних» распродаж многие бутики начали распродажи «тотальные», извещая покупателей о своем скором закрытии. Сами же покупатели в ужасе шарахаются от новых ценников, цифры на которых выросли в полтора-два раза. Это значит, ровно настолько же обесценились наши зарплаты. А вслед за этим настолько же упадет и наш уровень жизни.

Всё это сильно отличается от картины, которую мы наблюдали еще пару недель назад, когда напуганные обвалом рубля сограждане громили прилавки магазинов и сметали машины, телевизоры, мебель, гаджеты и т.д., и т.п… На форумах тогда остроумно подмечали: «Раньше народ соль и спички в кризис запасал, а теперь машины и бытовую технику. Зажрались!». И в этом вердикте, увы, есть своя сермяжная правда. Глядя на «одухотворенные» лица в очередях за чайниками или диванами, поневоле задумаешься: «А, может, этот кризис был нам нужен?».

Ведь оголтелое потребительство для многих из нас в последние годы заменило смысл жизни. А сама жизнь свелась к примитивному алгоритму: заработать, чтобы потратить. Потому что ценность человека в обществе потребления определяется тем, что и сколько он покупает.

На вершине этой пирамиды те, кто может себе позволить элитный товар. А все остальные по мере сил им подражают. Не удалось заработать — бери кредит. Потому что без «айфона» ты ничто. А потом нужны будут джинсы от «Армани», авто от немецких производителей, загородный домик и так далее до бесконечности. Именно до бесконечности, потому что всё общество потребления строится на том, что конца и края у человеческих потребностей быть не может. Всегда хочется чего-то — еще, еще, еще! А если вроде уже ничего и не надо, то потребности начинают формировать искусственно.

Читайте также:  Советское бремя

Благодаря манипуляциям маркетологов, скупая всё это многообразие, мы уверены, что приобретаем уважение окружающих, романтику, любовь, семейный уют, здоровье — в зависимости от того, на что напирает реклама.

Все эти нехитрые механизмы порабощения людей товарами подробно описаны во множестве книг, начиная от экономических и заканчивая художественными. Почти вся стоящая современная литература в Америке и Европе — как раз о пустоте жизни классических современных потребителей, которую они безуспешно пытаются заполнить вещами, но лишь наращивают эту пустоту. Пожалуй, самый емкий алгоритм жизни современного человека сформулировал Чак Паланик в «Бойцовском клубе»: «Мы работаем на работах, которые ненавидим, чтобы купить вещи, которые нам не нужны, за деньги, которых у нас нет, чтобы произвести впечатление на людей, которые нам не нравятся».

С экономической точки зрения всё не так печально. Склонность человека к потреблению двигает экономику: людям нужны все новые и новые товары, производственные мощности загружены, у населения есть работа и деньги, чтобы их потратить. Но парадокс российского потребления в том, что оно работает вовсе не на отечественную экономику. Ведь больше половины наших товаров — импортные. А если учесть еще ту продукцию, которая делается из привезенного из-за границы сырья, материалов и деталей, то процент этот подтянется к 90.

Именно поэтому мы и втянулись в такой глубочайший кризис. И теперь волей-неволей нам придется искать из него выход. В масштабах страны — перестраивать экономику.

А в личном плане — перестраивать себя.

— Раньше бы я купила эту кофточку, не задумываясь, — крутится перед зеркалом в торговом центре молодая женщина. — А теперь денег жалко. Три тысячи за какую-то тряпку — а оно мне надо?

Читайте также:  Школа злословия

Конечно, в падении уровня жизни нет ничего хорошего. Но может быть, эта болезненная ситуация поможет нам избавиться от тотального потребительского невроза? Теперь, как ни крути, придется делать осмысленные покупки. Выбирать то, что действительно нужно. Сменить привычный маршрут — дом-офис-торговый центр. И вместо потребительства заполнить свою жизнь чем-то по-настоящему ценным.

Как вам?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Большие девочки в большом городе
Комментарии: 1
  1. Не Керри

    Тоже об этом задумываюсь в последнее время.. Раньше и представить не могла, что месяц обойдусь без какой-нибудь проходящей обновки, (причем чувство удовлетворения от этого заканчивалось через 5 минут после покупки, ну еще 5 минут после похвалы коллег). А оказалось, что поменять жизненные ориентиры вполне себе можно: шоппинг — по необходимости, телевизор — новости или каналы про путешествия, Хистори, Дискавери и т.п.). А свободное время лучше потратить на другое — повозиться с ребенком, пообщаться с родными, друзьям позвонить.. Ну а зуд шоппинга начал проходить от безрадостных прогнозов всяких аналитиков и экономистов. Согласна, что эта тревожная ситуация может кого-то излечить. Пусть не всех, но кого-то заставит задуматься.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: