- В моем окружении все с ужасом ждут первого сентября. Дети, родители и даже учителя готовятся к затяжной каторге. И хотя за прошедшие полвека школа серьезно изменилась, отношение к ней точно не улучшилось. А, может быть, даже и ухудшилось. В чём же причина?
- Если 25 лет назад у школы была главная миссия воспитывать добропорядочных и послушных будущих советских граждан, то теперь она уже никого не воспитывает. Конечно, с одной стороны, это, может, и неплохо — у школы нет оснований бесцеремонно вторгаться в личное пространство и душу ребенка.
- С другой стороны, что мы получили взамен? Сейчас школа — просто поставщик образовательных услуг. А мы — потребители. И из детей наших, по выражению бывшего министра образования Фурсенко, растят в первую очередь «квалифицированных потребителей».
- Для такой жизненной цели многого не надо: думать, анализировать, творчески развиваться — всё это лишнее. «Угадайки» в виде ЕГЭ вполне достаточно для современного российского гражданина, будущее которого — работать в сфере обслуживания, утопать в кредитах и толкаться в супер-маркетах. Несмотря на взятый курс на импортозамещение, производство у нас почти не растет, а расходы на науку год от года сокращаются. Значит, умные люди, способные развивать передовые технологии, стране особо не требуются. Поэтому ЕГЭ, который самые резкие эксперты называют «дебилизацией системы образования», пришел к нам всерьез и надолго.
- — Мы работаем по новой программе, она рассчитана на сдачу ЕГЭ, будьте готовы к тому, что ваши дети будут учиться не так, как вы, — предупреждала нас завуч начальной школы.
- И мы, конечно, были готовы. Но чтобы настолько!
- Когда я увидела в учебнике по русскому у своей дочери-первоклассницы правило: «Под ударением «ши» с буквой «и» пиши» — я чуть не забыла все цензурные слова.
- — Получается, без ударения «ши» с буквой «ы» надо писать? И «жи», стало быть, тоже?! — кипятилась я на работе среди коллег, у большинства из которых филологическое образование.
- — Да ладно, у меня уже трое детей в школе учатся, и я каждый раз с ними это правило в новой формулировке проходила, — философски заметила самая многоопытная мама из нас.
- — Но зачем было менять наше старое доброе и всем понятное «жи»-«ши» на этот бред? — недоумевала я.
- Понимание, зачем это было нужно, пришло совсем скоро — когда мы стали регулярно скидываться на тетради и учебные пособия. Программа «Гармония», по которой занимается наша школа — вся насквозь инновационная и модернизированная. Учебные пособия все новые, и к каждому учебнику прилагается еще несколько тетрадей на печатной основе (ТПО), в которых дети выполняют задания. Стоит одна такая тетрадь порядка 100 рублей. В первом классе мы заплатили за все пособия 800 рублей, во втором — уже около полутора тысяч, к третьему классу сумма выросла до 2 тысяч рублей. И это с одного ученика! А у нас в классе их 25. Итого — 50 тысяч в год с класса за одни только тетради! А у нас в параллели три класса! Плюс еще школа каждый год закупает новые комплекты учебников — программа-то новая. Так что, по самым приблизительным подсчетам, с одной только нашей школы производители учебной литературы имеют солидный куш порядка 300-500 тысяч рублей в год.
- А теперь считаем. У нас в области почти тысяча школ. А в России — десятки тысяч! Получается, что на модернизации образования без преувеличения можно заработать миллиарды! И кто-то именно так и делает, поэтому правила про «жи»-«ши», видимо, будут переписываться до опупения. Новая программа — новый учебник- новые деньги.
- Ну и в общем-то и пусть зарабатывали бы, если бы они делали действительно что-то полезное. Но ведь от новых учебников голова идет кругом даже у взрослых! Когда в первом классе дети начали изучать йотированные гласные и согласные, я хотела писать министру образования — эта тема даже на филфаке у взрослых студентов шла со скрипом.
- На «Окружающем мире» во втором классе зазубривали определения, блещущие косноязычием. Например, «озеро — это заполненное водой углубление на поверхности суши». Но, видимо, не важно, что написано в учебнике и усвоят ли это школьники. Важно, сколько денег он принесет.
- Подобная «модернизация» имеет один печальный результат — дети не любят школу. Слишком сложно, слишком напряженно, слишком скучно. Ведь интересно — только когда получается. Это и у взрослых так. Кстати, без помощи взрослых большинству детей со школьной программой не справиться — чего только стоит подготовка презентаций, которые время от времени требуются на каждом уроке. В итоге школу ненавидят и родители, которые после напряженных будней корпят с детьми над безразмерной «домашкой».
- В общем, если мы не любили школу из-за её чрезмерной закостенелости, то наши дети, наоборот, стали заложниками слишком шаткой и разболтанной системы. Старые основы из-под неё выбили, а новые — очень уж хлипкие, да и подставлены как-то неуклюже. Кто, кого и чему должен учить, похоже, даже самим педагогам порой до конца неясно.
- В итоге, отпахав за партой 11 лет, наши дети придут в вузы, и скорее всего, услышат сакраментальную фразу: «Забудьте всё, чему вас учили в школе». А потом, при устройстве на работу — «Забудьте всё, чему вас учили в институте». И лишь когда этот порочный круг разомкнется, можно будет говорить, что в нашей системе образования всё в порядке.
Как вам?
Это ужасно. и не только то, что деньги с родителей тянут, а то, что воспитывают именно потребителей, а они не должны быть умными. Скорее, наоборот