На окраине города стоит Дом. Внешне – он неприметен, но внутри него – целая жизнь. Там живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Русалка, Рыжая, Курильщик, Табаки, Македонский, Стервятник и многие другие. Все они не по годам мудры и красивы. Своей особой красотой.
Вот только о Наружности (все, что есть кроме Дома) они ничего не знают. Каждый из них видел ее последний раз в далеком детстве, когда родители, опекуны или социальные службы поместили их сюда, в Дом, интернат для инвалидов. Они не находили себе места там, в Наружности, зато с легкостью нашли его здесь, в стае. Таких стай в Доме несколько, и в каждой из них есть свой вожак – согласно Закону, каждый может умереть за своего вожака. Смерть для этих детей вообще дело привычное, они видят ее постоянно, недаром госпиталь они именуют не иначе как Могильник. Недаром большинство из них обвешаны амулетами и оберегами и стараются не завязывать разговоры с призраками. А вспоминают об умерших разве что надписями на стенах, ведь стены в доме – это целая жизнь, и тот, кто научится их читать, сможет понять многое об обитателях Дома.
Книгу Мариам Петросян большинство критиков сразу окрестили главным романом десятилетия. Подтверждает это и целый сонм наград, на вершине которого «Русская премия». Сама автор неоднократно признавалась, что удивлена таким успехом книги, которую она писала для себя – на протяжении почти 20 лет. Глава за главой, и персонажи, сначала чужие, отталкивающие своей жестокостью, и тебе начинают казаться родными, будто ты с ними рядом уже те же 20 лет. А может ты, как и они, стал Прыгуном, и уже не замечаешь течения лет?
Вместе с автором мы смотрим, как тихий Слепой превращается в вожака дома, а его друзья меняются вместе с Домом. И вот их уже ждет выпуск – им почти по 18, и интернат больше не будет ими заниматься. Эти ребята еще помнят прошлый выпуск, кровавую бойню, в которой участвовали дети, теряющие Дом. У них нет ничего, кроме него, там, в Наружности их, колясочников, слепых, с протезами рук и ног, эпилептиков – не ждет ничего светлого. И они не собираются отдавать его просто так – Дом охватывает череда убийств и самоубийств. Недаром говорят, что выпуск – самое страшное время. И неизвестно, как его переживут наши герои.
Здесь их настолько много, и каждый из них по-своему уникален, что читатель сам вправе выбрать сюжетную линию и героев и следить за ее развитием – благо автор предоставляет для этого любые возможности.
Большая на вид книга читается удивительно легко. Ты проникаешься тем миром, и кажется будто сам ходишь по коридорам Дома, вчитываешься в надписи на стенах или идешь за Слепым в его прогулках по Лесу. Книга проникнута мистицизмом, драмой, волшебством и окутана тайнами – ты, как Курильщик в самом начале, ничего не понимаешь и впадаешь в ярость от быстро накапливающихся вопросов, но потом смиряешься и просто наблюдаешь со стороны, ждешь развязки.
Найти в книге минусы не так сложно — особенно для тех, кто читает мимо строк, перелистывая страницы и тяжко вздыхая – она очень большая, и состоит из трех томов, и иногда рассуждения столь пространны, что кажутся «водой», не имеющей отношения к действительности. Слишком много слов – но все они плетут ту паутину, в которую затягивает нас сюжет – также, как и Дом, состоящий из множества деталей. Лично для меня – это, пожалуй, лучшая книга, которую я прочитала за несколько последних лет – мне захотелось немедленно перечитать ее еще тогда, когда я была на середине.
Это не книга про инвалидов и не книга про интернат– это книга про взросление, про взрослых и мудрых людей, заключенных в тела маленьких детей, про крах надежд, разочарование, дружбу и любовь. Про все, что составляет нашу жизнь. И эти дети, на самом деле, куда более живые, чем мы с вами.
Как вам?
Замечательная рецензия, полностью согласна — это особая книга с особым миром! А чьи иллюстрации?