Книга Ханьи Янагихары «Маленькая жизнь» — несомненно, одно из самых заметных событий на литературном небосклоне. Одни критики наградили её лестными эпитетами типа «великая», «грандиозная», «открытие года». Другие же назвали «претенциозным набором стереотипов» и попеняли за многочисленные сцены насилия и жестокости. Все это, в конечном итоге, только подогревает интерес к творению американской писательницы, для которой «Маленькая жизнь» — всего лишь вторая книга в творческом пути.
Несмотря на внушительный объем в 700 страниц книга читается довольно легко — первые сто страниц уходят на «втягивание», после чего она уже захватывает и не отпускает. В центре сюжета история взаимоотношений четырех парней, подружившихся в колледже. У каждого из них — свои скелеты в шкафу, свои комплексы, страхи, взлёты и провалы. Наверное, именно это беспристрастное психологическое препарирование и притягивает читателей.
Перед нами разворачиваются тридцать лет жизни героев. Преуспевающий архитектор, знаменитый художник, голливудский актёр — каждому из них удалось немалого добиться. Но авторское внимание больше всех занимает четвертый, самый загадочный герой — Джуд, юрист.
История его жизни — как отдельный психологический триллер внутри книги. Сначала мы видим Джуда уже взрослого — глубоко травмированного, надломленного, израненного душевно и физически. Нам дают понять, что в его прошлом было что-то ужасное, что предопределило его нынешнее состояние. А затем, постепенно одна за другой приоткрываются страшные тайны Джуда: сиротство, приюты, проституция и очень много насилия…
Отчасти этот негатив уравновешивается его жизненными приобретениями: Джуд окружен заботой, любовью, дружеским участием и поддержкой. Но всего этого не хватает, чтобы сделать его счастливым и «починить» то, что было сломано в детстве. Иногда поневоле даже начинаешь испытывать раздражение в отношении главного героя: десятки людей носятся с ним как с писаной торбой, вытаскивают из депрессий, спасают от гибели, стараются облегчить каждый шаг. Но он ничего не может поделать ни с собой, ни со своей ненавистью к себе. Конечно, в книге есть намеки на то, что Джуд умен, красив, глубок и тонко организован. Но эти грани его личности как-то мало прописаны, в отличие от многочисленных психологических и физических патологий. Погружение в такой внутренний мрак — занятие на любителя. И после Достоевского нас тут мало чем можно шокировать.
Но вот светлая сторона «Маленькой жизни» реально удивляет. Вокруг Джуда очень много любви, хотя ее природа подчас и не совсем понятна. Это и доктор, который вроде бы не входит в ближний круг главного героя, но готов в любое время суток готов вытаскивать его из любых передряг. Это и преподаватель Джуда, который сближается с ним настолько, что дело доходит до усыновления. Чтобы взрослый человек усыновил другого взрослого человека — для русского сознания это абсолютный нонсенс! А у них это праздник, который с понимаем и радостью разделяют все окружающие.
Это и друг Джуда, отношения с которым в конце концов перерастают в совершенно иное качество. Это даже не гомосексуальное партнерство, а какая-то совершенная любовь в её чистом виде.
Но когда видишь все эти подвиги любви и самоотречения вокруг Джуда, то и дело возникает вопрос: «Разве такое возможно?». В жизни мы раздражаемся на ровном месте на самых близких, а тут вдруг такое всепоглощающее терпение к изначально чужому человеку. Или это просто высшая форма толернатности?
Если это реализм, то хотелось бы большей глубины для понимания. Если это сказка, то зачем в ней столько беспросветной чернухи?
Темная сторона «Маленькой жизни» выписана со всеми оттенками, светлая же выплеснута в схематичный контур огромным пятном, от которого рябит в глазах.
Хотя может быть, нам, замученным холодами и перманентным кризисом русским людям просто не понять эту широту американской души? Читаем, размышляем, делаем выводы. У каждого они будут свои…
Как вам?
Замечательная рецензия….Честно говоря, желания читать книгу не возникло.. Сдаётся, что она слабей самой рецезии…