Школа и злословие

Из всех возможных праздников к 1 сентября, у меня, наверное, всегда было самое неоднозначное отношение. Потому что букеты, банты и радостные встречи с друзьями — это всё на один день. А потом — почти девять месяцев бесконечного напряжения, психологического прессинга, зубрежки и обязаловки. И хотя за прошедшие полвека школа серьезно изменилась, отношение к ней большинства детей, насколько я могу судить, осталось прежним. В чём же причина?
Если 25 лет назад у школы была главная миссия воспитывать добропорядочных и послушных будущих советских граждан, то теперь она уже никого не воспитывает.
Сейчас школа — просто поставщик образовательных услуг. А мы — потребители. И из детей наших, по выражению бывшего министра образования Фурсенко, растят в первую очередь «квалифицированных потребителей».
Для такой жизненной цели многого не надо: думать, анализировать, творчески развиваться — всё это лишнее. Тестирования в рамках ЕГЭ на уровне «да»-«нет» вполне достаточно для современного российского гражданина, будущее которого — толкаться в торговых центрах, утопать в кредитах и  обслуживать нефтяные и газовые трубы. При нынешнем курсе развития страны большего простора для деятельности не предвидится. Поэтому ЕГЭ, который самые резкие эксперты называют «дебилизацией системы образования», пришел к нам всерьез и надолго.
— Мы работаем по новой программе, она рассчитана на сдачу ЕГЭ, будьте готовы к тому, что ваши дети будут учиться не так, как вы, — предупредила нас завуч начальной школы.
И мы, конечно, были готовы. Но чтобы настолько!
Когда я увидела в учебнике по русскому у своей дочери-первоклассницы одно из правил, я чуть не забыла все цензурные слова из курса этого самого русского языка: «Под ударением «ши» с буквой «и» пиши» — поучали школьников XXI века.
— Получается, без ударения «ши» с буквой «ы» надо писать? И «жи», стало быть, тоже?! — кипятилась я на работе среди коллег, у большинства из которых филологическое образование.
— Да ладно, у меня уже трое детей в школе учатся, и я каждый раз с ними это правило в новой формулировке проходила, — философски заметила самая многоопытная мама из нас.
— Но зачем было менять наше старое доброе и всем понятное «жи»-«ши» на этот бред? — недоумевала я.
Понимание, зачем это было нужно, пришло совсем скоро — когда мы стали регулярно скидываться на тетради и учебные пособия. Программа «Гармония», по которой занимается наша школа, вся насквозь инновационная и модернизированная, учебные пособия все новые, и к каждому учебнику прилагается еще несколько тетрадей на печатной основе (ТПО), в которых дети выполняют задания. Стоит одна такая тетрадь порядка 100 рублей. В первом классе мы заплатили за все пособия 800 рублей, во втором — уже около полутора тысяч, к третьему классу сумма выросла до 2 тысяч рублей. И это с одного ученика! А у нас в классе их 25. Итого — 50 тысяч в год с класса за одни только тетради! А у нас в параллели три класса! Плюс еще школа каждый год закупает новые комплекты учебников — программа-то новая. Так что, по самым приблизительным подсчетам, с одной только нашей школы разработчики «Гармонии» имеют солидный куш порядка 300-500 тысяч рублей в год.
А теперь считаем. У нас в области почти тысяча школ! А в России — десятки тысяч! Получается, что на модернизации образования без преувеличения можно заработать миллиарды! И кто-то именно так и делает, поэтому правила про «жи»-«ши», видимо, будут переписываться до опупения. Новая программа — новый учебник-новые деньги.
Ну и в общем-то и пусть зарабатывали бы, если бы они делали действительно что-то полезное. Но ведь от новых учебников голова идет кругом даже у взрослых. В нашей школе орфограммы в словах дети обозначают то одной чертой, то тремя, то точками. Спрашиваю дочь: «В чем разница?». Ребенок испуганно хлопает глазами и расставляет точки и палочки наугад. Когда в первом классе дети начали изучать йотированные гласные и согласные, я хотела писать министру образования — эта тема даже на филфаке у взрослых студентов шла со скрипом. А наша бабушка — радиофизик по образованию — вообще отказалась делать с ребенком домашние задания по русскому.
На математике мы в первом классе рисовали числовые лучи. На «Окружающем мире» во втором классе зазубривали определения, блещущие косноязычием. Например, «озеро — это заполненное водой углубление на поверхности суши». Хотя в любой взрослой энциклопедии есть гораздо более простая формулировка: «озеро — водоем, окруженный сушей». Но наши функционеры от образования не ищут легких путей для наших детей. Не важно, что написано в учебнике и усвоят ли это школьники. Важно, сколько денег он принесет.
Подобная «модернизация» имеет один печальный результат — дети не любят школу. Слишком сложно, слишком напряженно, слишком скучно. Ведь интересно — только когда получается. Это и у взрослых так.
— Знаете, в Москве уже от «Гармонии» отказываются потихоньку —  очень тяжелая программа, а школам ведь хорошие показатели по успеваемости нужны, — доверительно сообщила мне одна учительница начальной школы.
Хотя это не означает, что над школьниками не начнется новый эксперимент…
И ладно бы, дети не любили только школу. Но вместе с ней они не любят и литературу, и математику, и физику, и много чего другого, что им может действительно пригодиться в жизни. Самый нелюбимый урок у детей нашего класса — русский. А ведь это наш родной язык…
В общем, если мы не любили школу из-за её чрезмерной закостенелости, то наши дети, наоборот, стали заложниками слишком шаткой и разболтанной системы. Старые основы из-под неё выбили, а новые — очень уж хлипкие, да и подставлены как-то неуклюже. Кто, кого и чему должен учить, похоже, даже самим педагогам порой до конца неясно.
В итоге, отпахав за партой 11 лет, наши дети придут в вузы, и скорее всего, услышат сакраментальную фразу: «Забудьте всё, чему вас учили в школе». А потом, при устройстве на работу — «Забудьте всё, чему вас учили в институте». И лишь когда этот порочный круг разомкнется, можно будет говорить, что наша система образования по-настоящему реформирована и модернизирована.

Как вам?

Читайте также:  Идешь к женщине - возьми с собой плеть
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Большие девочки в большом городе
Комментарии: 5
  1. bonny

    эксперименты — это свойственно школе. я начальную школу прошло под системой Занкова. она была крайне популярна в то время) в результате нас три года гоняли. как никого в параллели. а в средней школе администрация от нее отказалась и перевела нас на обычную систему. следующие два года мы повторяли уже пройденное, ожидая когда остальные классы нас догонят. а в старших классах нас вообще пересадили всех в физмат, а русского языка оставили всего одно сорокапятиминутье в неделю — и то у нас это был классный час — организационные вопросы, подготовка к выпускному и прочее. и это в 11ом классе, когда через год всем писать сочинение в качестве вступительного экзамена!! мрак! зато репетиторы на нас обогатились)

  2. Рита

    Да, ужас всё это, конечно. А я вот в школе под хороший эксперимент попала — в конце 90-ых частные школы разрешили открывать, и я последние три года в такой как раз училась. В основе процесса обучения была личность ученика и свобода творчества. Это просто рай, конечно! Жаль, что он быстро закончился…

  3. нея

    Блестящий текст!!! Очень праивльные мылси. Прочитала и аж зачеслась от взмущения. Категорически согласна с автором!! Вот только что делать!!????Блин, от чувства бессилия аж плакать хочется…

  4. Иришка

    Ужасные мысли возникают… Если не школа, не вуз (в который еще не все добираются), то кто объяснит и расскажет??Остается семья, а родители тоже разные…Конца и края обществу потребителей не видно.

  5. Ната

    Браво! Вот только, действительно, выхода-то нет! Кто нас услышит? И учителя тоже в шоке от того, что они просто «поставщики образовательных услуг»!!!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: