С недавних пор многие мои знакомые соблюдают Великий пост. Одни с глубокомысленным видом грызут морковку, так что другим становится неловко употреблять при них свой привычный рацион. Другие, наоборот, радостно уписывают картофельные котлеты, грибную лапшу и постную пиццу, превращая дни воздержания в настоящий гастрономический пир. И тех и других объединяет одно: полное довольство собой и чувство превосходства над окружающими.
Взять, например, моего знакомого бизнесмена Виталия. 8 «ходок» на зону, большая часть из которых за разбой, золотые перстни на пальцах, полный гараж дорогостоящих иномарок. При всем при том с недавних пор он стал глубоко верующим человеком. На содержании Виталия находится батюшка, настоятель какого-то храма, который охотно отпускает ему все грехи.
— Недавно вот жене изменил, — откровенничает Виталий. — Меня батюшка спросил только: «Ты хоть не дома?». А я что, дурак что ли? Ну он мне грех-то и отпустил.
Взамен Виталий щедро жертвует на храм. В кризисный год он оставил работников своего предприятия без зарплаты, но на «святое дело» деньги у него были всегда. Благодарный настоятель называет его своим «духовным чадом» и помогает пройти в храм без очереди.
В последнюю нашу встречу в кругу общих друзей Виталий демонстративно не притронулся ни к еде, ни к шампанскому.
— Пост же! — наставительно сообщил он. А потом, как всегда, отборным матом стал рассказывать о своих непростых взаимоотношениях с партнерами по бизнесу.
Наставлять окружающих на путь истинный любит и другая моя знакомая, Катя. Как-то летом она пришла в офис и торжественно объявила:
— С праздником всех!
Все недоуменно переглянулись.
— С каким? — осмелился спросить кто-то из представителей «отвязной молодежи».
— Как это с каким? — с холодным презрением переспросила Катя. — С днем Петра и Февронии, конечно. Такие вещи надо знать. Это праздник любви, семьи и верности.
Сама Катя на тот момент к этому празднику имела весьма смутное отношение. Она пять раз была замужем, и все пять браков окончились крахом. Позже она вышла замуж шестой раз, и, в принципе, наконец-то могла с полным правом отпраздновать этот день, но к тому моменту её религиозный энтузиазм как-то иссяк. Правда, отойдя от постов и Закона Божьего она по-прежнему любила подмечать грехи окружающих.
Религией неожиданно увлекся директор в компании моей подруги. Посетив пару церковных служб, он вдруг начал отчитывать сотрудников за то, что они якобы путают Пасху с Рождеством. Вероятно, потому, что сам он для себя только-только открыл разность этих праздников. Других духовных подвижек в его жизни сотрудники не заметили: он, как и раньше, думал о том, как не доплатить своим работникам лишнюю копейку и торопливо проходил мимо нищих, не подавая ни рубля, «а то кто его знает, как они эту милостыню потратят».
Эта мода на религиозность вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, хорошо, что в нашем обществе, которое уже десятилетиями живет без идеалов, «вера» и «духовность» из смешных нафталиновых понятий снова становятся актуальными и даже «модными».
С другой стороны, на поверку такая неистовая духовность часто оказывается банальным ханжеством и лицемерием. Ситуация, в общем-то, здесь мало меняется со времен становления христианства, когда книжники и фарисеи, распираемые от собственной праведности, не признавали учения Христа. Вот и сейчас мы часто углубляемся во внешние атрибуты, соблюдаем ритуалы, но не думаем о главном. О том, что внутри нас. Порицаем погрязших во грехах знакомых, а бревна в своем глазу не замечаем. Соблюдать пост и крыть своих домочадцев или коллег на чем свет стоит – для нас это нормально.
Возможно, поэтому многие ищут ответы на духовные вопросы в других конфессиях: кажется, что там меньше красивых ритуалов, заменяющих всё остальное. Однако на поверку часто получается всё тоже самое. Ведь дело не в ритуалах, а в человеке.
Один мой знакомый очень увлечен буддизмом. Занимается йогой, выкладывает мантры «Вконтакте», а однажды даже чуть не лишился работы, из-за того, что прикинувшись больным, срочно сорвался на какую-то теософскую конференцию. Однако такая насыщенная духовная жизнь не мешала ему несколько месяцев к ряду звать меня вечером в свой офис с известной вполне земной целью. И это несмотря на наличие у нас обоих законных супругов! Не дозвавшись, в конце концов, он вычеркнул меня из своей жизни, начисто забыв о своих планах разделить со мной не только офисный диван, но и «вечность».
Конечно, во всех конфессиях есть люди действительно верующие. И их много. Но много и таких, для кого причастность к вере – это не более чем духовные понты. Всё-таки мы еще воспитаны так, что выделяться дорогими машинами и роскошными особняками – это как-то не совсем правильно.
В нашей культуре пока еще больше поощряется выделяться своими добродетелями. Но при этом одни искренне пытаются им следовать, а другие самосоврешенствуются неистово, кричаще, напоказ. Их наносная духовность часто расходится с обычными бытовыми поступками. И в этом случае, речь скорее всего идет не о духовности, а о том же самом комплексе превосходства, который одних заставляет покупать в кредит «Лексус», а других — расталкивать локтями паломников, прорываясь к святыне.
Ведь в том-то и загвоздка, что настоящая добродетель обычно не стремится выделяться.
Как вам?
Хорошая статья! Нет такой светлой идеи, которую нельзя использовать для понтов