Скандал со снесенными дверями на выставке Серова, кажется, стал апофеозом жизненного абсурда. Это ведь не очередь за хлебом в голодный год. И даже не столпотворение на распродаже. Это очередь на выставку в Третьяковскую галерею… И тут такое! Многие восприняли это как тревожный знак — дескать, народ уже настолько озверел, что даже на выставке готов друг другу глотку грызть.
Однако мне кажется, что история с Третьяковкой — это не свидетельство нашей одичалости. Скорее, наоборот — это история о том, что даже самого цивилизованного, воспитанного и высоко духовного человека в нашей стране рано или поздно доведут до ручки. И тогда мало не покажется.
На выставке Серова всё началось довольно мирно: люди пришли приобщиться к высокому и обнаружили, что таких как они — больше тысячи. В общем-то, по-своему это даже хорошо — столь массовая тяга к прекрасному. В сладком чувстве единения очередь поклонников живописи медленно продвигалась ко входу, благосклонно отпуская друг друга погреться в ближайшие магазины и кафе.
Однако параллельно ко входу в Третьяковскую галерею двигалась другая очередь — из тех бедолаг с электронными билетами, которые решили, что они живут в цивилизованной стране. Заранее заплатив свои кровные, они рассчитывали что будут допущены на аудиенцию к Серову без лишних проволочек — ведь с электронным билетом можно спокойно пройти и в Лувр, и в галерею Уффицци.
Но у России, как известно, свой, особый путь. Мы веками копируем западные образцы, не отдавая себе отчета в главном — для чего это нужно. Сделать что-то, чтобы облегчить людям жизнь — для нашего мироустройства это вообще незнакомая мотивация. Потому что человек у нас — ничто, а «учреждение» или «система» — всё. Что и показала на своем примере Третьякова.
Разруливать две очереди? Ускориться, чтобы побыстрее всех запустить? Что еще за глупости?! Мы тут вообще-то работаем. У нас тут вообще-то Серов! Его плотна уже не выдерживают климата в зале из-за наплыва посетителей! А этот народ всё ломится и ломится. «Так что нам по фигу, какие у вас там билеты, если в гардеробе номерков не хватает!» — решило руководство Третьяковки, объявило перерыв и захлопнуло двери. Те самые, которые в последствии и выломали любители прекрасного, пять часов отстоявшие на морозе…
Увы, чем-то путь этой злополучной очереди на Серова на Крымском валу олицетворяет путь среднестатистического русского интеллигента. Ты с детства читаешь хорошие и правильные книги, вдохновляешься творениями лучших художников, слушаешь музыку, от которой переворачивается всё в душе и совершенствуешь свой внутренний мир в соответствии с лучшими духовными образцами. Пока не обнаруживаешь, что на твой глубокий внутренний мир, как впрочем и на лучшие духовные образцы, в нашей стране всем глубоко начхать. Жизнь не раз продемонстрирует тебе это: в самом не подходящем месте и в самой неприглядной форме — в роддоме, в поликлинике, в магазине, в общественном транспорте, на дороге, на парковке, в школе или вот в музее… И тогда среднестатистический интеллигент снова начинает работать над собой. но уже в другом направлении — наращивает шкуру, заглушает сострадание, тренирует умение отбиваться, нахамить, выругаться матом или даже снести двери в нужный момент… Потому что без этого в нашей стране не выжить. И даже на Серова не попасть.
…Одно в этой истории утешает — снести двери на выставку к художнику, пожалуй, могли только у нас, в России. А значит, даже идеология потребления не истребила нашу интеллигенцию. И потенциал у нее всё еще огромный!
Как вам?
Блестяще! подписываюсь под каждым словом! очень остроумно и точно!
Выставка с октября работает, а народ ломанулся в последний момент. Как бы стать немного предусмотрительнее, а не стоять в очереди на выставку, которая завтра закроется (приватизация кончится, поезд уедет, новый год наступает а шампанское еще не куплено и пр.)?