Мумий Тролль, ворвавшийся 20 лет назад в российскую музыку, буквально совершил переворот в шоу-бизнесе и умах меломанов. Тогда группу считали однодневкой, но прошло два десятилетия, на их музыке выросло не одно поколение, а песни тех лет до сих пор остаются хитами. 3 июня группа выступает в Нижнем Новгороде. Накануне этого события Илья Лагутенко ответил на наши вопросы.
Альбому «Морская» в этому году исполнилось 20 лет. При этом в «Морской» сконцентрировано больше всего хитов МТ. Не надоело ли вам на протяжении стольких лет исполнять одни и те же песни?
Объективно «Морская» стала эпохальным альбомом для своего времени – конца 90-х, но при этом альбом очень убедительно звучит и для сегодняшнего дня. Хотя всего лишь пару песен крутили по телеку, но как ни удивительно, порой даже мне самому, песни из Морской, или даже те, которые появились до нее, до сих пор находят отклики в умах и сердцах слушателей, и наши концерты – наглядное тому подтверждение. Видимо песни МТ, действительно, как вино из неожиданного терруара приобретает больше красок и уважения с годами.
Мумий Тролль сейчас – это группа или Илья Лагутенко и приглашенные музыканты? Ведь долгое время состав группы не менялся. Но потом ушел Юрий Цалер, а недавно и Сдвиг покинул коллектив.
С самого начала еще моим коллегам в первых составах в 80-х было непросто быть со мной в ритме дальневосточного рок-н-ролла. Это очень неизведанный организм, которому нет аналогов. У меня никогда не было плана довести группу до определенного уровня и затем почивать на лаврах. Группа — лишь инструмент в более сложном оркестре устройства моего жизненного процесса. Тут требуется не только постоянное самосовершенствование, но и непрекращающееся душевное мальчишество в своем роде. К сожалению, многие просто оказываются неготовыми к такому положению вещей. Я никого не виню. В конце концов и ответсвенность всегда лежала только на мне.
Как происходит работа над новыми альбомами? Что рождается сначала: стихи или музыка? Приходят ли они сами, или вы садитесь с мыслью «пора писать новые песни»?
Мне часто задают этот вопрос, и я отвечаю на него всегда одинаково – я не знаю, откуда берутся песни. Нет рецепта или универсального способа их создания и появления. Новый альбом (будет издан осенью 2017) мы записали в течение двух недель без всякой предварительной подготовки и демо-записей. Хотя долго готовились к этому “морально». Надо было, чтоб в эти две недели не нужно было отвлекаться ни на что другое, просто посвятить себя студийной работе, а не бытовым проблемам. Получилось очень даже хорошо.
Не кажется ли вам, что песни Мумий Тролля изменились после появления на свет ваших дочек?
Не думаю, что это сказалось на песнях МТ. Но я стал чаще учавствовать в детских проектах. Это и песня краба Таматоа в мультике Моана, и «Новогодняя песня Мумий Троллей”.
Достаточно часто вы записываете песни с не самыми известными широкой публике артистами — Таня Зыкина, группа «Сансара» и другие. Они сами выходят к вам с предложением? По какому принципу вы выбирает коллективы, с которыми готовы сотрудничать?
Уровень популярности и известности здесь точно не играет главную роль. Общность интересов и идей, взглядов и подходов к музыке и окружающему миру.
Что нужно сделать молодой группе, чтобы спеть вместе с вами?
Напишите — на официальном сайте есть все координаты, мне непременно все передадут.
Занимаетесь ли вы сейчас продюсированием, поддержкой молодых коллективов? Что можете посоветовать тем, кто еще только в начале пути на «большую сцену»?
Мой главный «продюсерский проект» последние пять лет – это ежегодный музыкальный фестиваль-конференция V-ROX (http://vrox.org ), который вновь пройдет в августе в моем родном Владивостоке. И на фестивале мы как раз рады дать возможность молодым музыкантам попасть на ту самую «большую сцену», выступить перед большой интернациональной фестивальной аудиторией, лично познакомиться с продюсерами, организаторами фестивалей и промоутерами из России, Европы, США, Азии. Мы показываем молодым артистам и группам не самый простой, но результативный путь на эту «большую сцену».
Какую музыку вы слушаете? Если ли среди ваших фаворитов русскоязычные исполнители?
В моем виртуальном плеере – множество самой разнообразной музыки, ведь на фестиваль V-ROX приходит несколько сотен заявок, и мы с командой их все добросовестно отслушиваем. Много азиатской музыки – на V-ROX традиционно приезжают артисты из Китая, Японии, Кореи, а также Европы, США. Мой личный топ-5 групп за четыре предыдущих фестивальных года: No Brain (Южная Корея), Instrumenti (Латвия), «Maрлины» (Владивосток), Hanni El Khatib (CША), Second Hand Roses (Китай), «королева» вьетнамского хип-хопа Suboi и эпатажный рэпер Mykki Blanco. В этом году приедет музыкант из Новой Зеландии Грэм Кэнди и надеюсь, он завоюет сердца русских слушателей, на наших концертах к 20-летию Морской в Москве и Петербурге его очень тепло принимали.
Не было ли у вас мыслей дать вторую жизнь самым первым вашим песням (Небесный человек, Еще пока и др)?
У меня до сих пор есть пара неизданных альбомов 87 года, которые мы записывали перед моим уходом на службу ВМФ. Я не думаю, что наш опыт переиздания старых песен на Шаморе был удачным с точки зрения воссоздания атмосферы песен. Хотя к ним было бы интересно вернуться.
Дружите ли вы с кем-то из рок-музыкантов? Не сказалась ли политическая обстановка на ваших отношениях с коллегами из Украины и Прибалтики, и на гастролях в этих странах?
Я давно дружу с ребятами из группы Brainstorm, да и вообще многими творческими деятелями в Прибалтике. А прошлым летом я был куратором музыкальной программы фестиваля Piens Festival в Риге вместе с J?nis Šipk?vics из группы Instrumenti. Мы включили в лайн-ап фестиваля некоторых артистов из нашего дальневосточного фестиваля, а у себя с удовольствием принимали группы из Латвии и Эстонии, наряду с группами из Юго-Вотсончйо Азии, Украины и России. Политические баталии плохо сказываются на человеческих отношениях, но музыканты — они привыкли мыслить нотами и гармониями, может нам удастся все же создать оду миру вместе.
Вы – человек Мира, или у вас есть дом? Сколько времени в общей сложности вы проводите в России? Где бы вы хотели осесть, если бы была такая возможность?
Я бы хотел жить у океана. Но чтоб на причале всегда была пришвартована яхта на случай, если снова поманит горизонт.
Где и кем вы видите себя через 5-10 лет? Чем вы будете заниматься: откроете бизнес, полетите в космос, поселитесь на острове вдали от суеты?
Оглядываясь назад я понимают, что мои планы и реальность никак не хотят соприкасаться.
Как вам?