- Кто из родителей не мечтал, чтобы ребёнок учился на одни только пятёрки? Ну разве только те, кто на собственном опыте убедились какое в реальности отношение отличные оценки имеют к успехам во взрослой жизни
Отличный от других
Так уж получилось, что ни один из моих одноклассников, учившихся на отлично, в жизни отличником так и не стал. Повзрослев они превратились в крепких (а некоторые и не очень) середнячков.
Хотя с другой стороны я знаю и несколько примеров, когда учившиеся на отлично дети умудрялись сохранить своё лидерство и в жизни. Сын моей подруги учился на круглые пятёрки. с красным диплом закончил университет и сейчас работает на солидном посту в иностранной фирме. Правда подруга при этом никогда не была заклинена на школьных успехах детей, не заставляла их делать уроки и тем более не требовала непременных пятёрок.
Психологи считают, что здесь всё дело в мотивации Есть «отличники», которые учатся не потому, что их заставляют родители, а потому, что им самим интересно. Некоторые стараются получить золотую медаль, которая облегчит им поступление в нужный вуз. Как правило, такие дети достаточно рано понимают, кем они хотят быть. Но всё это они проделывают по собственному желанию, движимые им известными мотивациями.
…Правда, большинство таких отличников к старшим классам всё же превращаются в устойчивых хорошистов.
Но поскольку такие дети умеют ставить перед собой цели и их достигать, им проще адаптироваться во взрослой жизни. Чего никак не скажешь про отличников, которых на учебные подвиги подталкивало не собственное желание, а воля родителей.
Надо маму слушаться
Родители же очень часто требуют от своих детей учебных подвигов вовсе не ради будущего ребёнка, а ради собственного самоутверждения. Ведь предполагается, что высокие оценки чада — это, в первую очередь, заслуга родителей, сумевших воспитать такое «золото».
Часто родители, не имеющие возможности выделиться какими-то собственными успехами, стараются восполнить этот пробел за счёт достижений ребёнка. Успехи отпрыска становятся возможностью взять реванш за собственные неудачи и подтверждением социального успеха самих родителей.
Некоторые родители надеются, что благодаря высоким отметкам их дети поднимутся по социальной лестнице, смогут достичь высот, которые родителям так и не покорились.
Но в любом случае отличные оценки становятся самоцелью. Ребёнка ругают и даже наказывают, если он не дотягивает до придуманного родителями идеала. В результате у того складывается впечатление, что родительскую любовь, а также уважение, успех и прочие жизненные блага нужно заслужить с помощью оценок.
Самооценка такого ребёнка оказывается в полной зависимости от мнения окружающих.
— Вообще от таких проблем не застрахован ни один человек, ни тот, который учился на «отлично», ни тот, кто учился средне или совсем плохо. Это, в первую очередь, зависит от того, на какой почве формируется самооценка человека, — считает московский психолог Наталья РАССКАЗОВА. — Если в семье ребёнка научили оценивать себя самостоятельно, то это будет хорошей базой для формирования чувства уверенности в себе, хорошей профилактикой тревожных и депрессивных расстройств. Если же человек очень зависим от внешней оценки (мнения и похвалы со стороны окружающих), то психологические трудности у него, скорей всего, будут.
Отличный синдром
Именно эта зависимость от посторонних оценок и лежит в основе «синдрома отличника, испортившего жизнь не одному первому ученику.
— В основе этого синдрома нестабильная, полярная самооценка, которая взлетает до небес, когда окружающие высказали похвалу, и которая падает до нуля, если что-то сделано неидеально, — объясняет Наталья Рассказова.
Любая «не отличная» оценка превращается в сильнейший стресс. Этот страх перед «не пятёркой», страх перед возможностью упасть с той высоты, на которую они вскарабкались, переносится и во взрослую жизнь.
…Такие люди, сталкиваясь с неудачами или с отсутствием восторженных оценок собственной деятельности, обычно впадают в истерики.
Любое замечание в свой адрес, особенно, по мнению отличника, неаргументированное, он воспринимает болезненно. У него тут же опускаются руки. Ему хочется бросить всё, забиться в угол и ничего больше не делать.
При этом люди с комплексом «отличника» часто бывают уверены, что им не везёт в жизни. Хотя всё невезение заключается только в отсутствии отличных оценок.
Немудрено, что при таком отношении к жизни большинство «отличников» оказываются в аутсайдерах. В то время как их бывшие одноклассники, умеющие проигрывать, выбиваются в лидеры.
— Комплекс отличника опасен еще и тем, что человек привыкает существовать в рамках заданной программы. И уже не желает делать ничего сверх неё, если этого не требуется для получения оценки. То есть такие люди не имеют внутренней потребности развиваться. А это, понятное дело, тоже мешает достижению успеха, — объясняет специалист.
Так быть или не быть?
…Как же тогда относиться к оценкам ребёнка? Требовать ли от любимого чада, чтобы он приносил хорошие оценки, или пустить всё на самотёк, позволив ему учиться как угодно?
— Вместо того чтобы ставить непременной целью получение хороших оценок, перед ребенком лучше поставить цель хорошо усвоить материал или тему, — советует Наталья Рассказова, — а отличная оценка знаний учителем будет уже закономерным следствием приложенных ребенком усилий.
Важно оценивать усилия и труд ребенка, направленные на достижение цели, — получение знаний. Но не надо поощрять ребенка за то, что он не может сам контролировать, например, за оценку, поставленную в школе учителем. Иначе малыш в школе будет тревожиться из-за того, что зависит от другого человека (учителя), т.е. из-за внешней оценки.
Лучше поощряйте у своего чада любознательность, умение прикладывать усилия, преодолевать трудности и разумно относиться к критике. Тогда он подготовленным войдет во взрослую жизнь и никакой комплекс отличника ему её не испортит.
Индивидуальную консультацию у психолога Натальи Рассказовой вы можете получить на сайте www.rasskazovanatalia.ru.ru
Как вам?