Грандиозным скандалом закончился показ последнего сезона «Шерлока» в России. За сутки до официальной трансляции финальная серия в русской озвучке оказалась в интернете. Фанаты ликовали, канал BBC пригрозил расторгнуть сотрудничество с Первым каналом, а жители Великобритании бросились учить русский, чтобы поскорее узнать, чем всё закончилось. Многие усмотрели в этом повод для национальной гордости — дескать, вы там еще только сидите и ждете как дураки новой серии, а у нас она уже в свободном доступе. Только Россия на такое способна! «На этот раз Путин зашел слишком далеко!», — написал кто-то из пользователей западных соцсетей. «Знай наших!», — отреагировало российское интернет-сообщество.
Вот только для чего это повод — для гордости или всё-таки для стыда (ну хотя бы чувства неловкости)? Ведь серия оказалась в нашем активе только потому, что кто-то её украл и слил — прямо скажем, не самый героический поступок. Это всё равно что стащить именинный торт из холодильника и демонстративно слопать его накануне чьего-то дня рождения. Есть в этом что-то детское и неправильное.
— Ну а разве у нас не во всём так? — недоумевает коллега. — Кто-то хвалится: вон, посмотрите, у меня муж какой джип купил — и все смотрят, восхищаются. Ну а то, что муж этот — бандюган известный — это уже вопрос десятый. Главное, что джип есть.
Давно и справедливо замечено: мы в России живем не по законам, а по понятиям. Воруй, но только как честный фраер. Бери, но делись. За базар отвечай. Правильных парней не кидай. И понятно, что в стране, где чуть ли не половина мужского населения побывала на зоне, иначе и быть не может.
А с другой стороны — всё общество часто относится к преступникам весьма снисходительно, если даже не с симпатией. Ограбили банк? Круто они это провернули! Обчистили квартиру чиновника? Так ему и надо. Выложили в интернет пиратское кино или книгу — вот спасибо! По кинотеатрам и книжным магазинам сейчас ходить — денег не напасешься. А вспомнить кота, который наел рыбных деликатесов в магазине на 60 тысяч рублей: да он в одночасье стал народным героем! Хоть и не прав, наглая морда.
Просто в наших глазах банкиры, чиновники, торговцы — гораздо большие преступники, зарабатывающие на простом народе. Слишком велика социальная пропасть между теми, кто преуспевает и остальным населением. Они грабят нас, а кто-то грабит их. И это как бы справедливо.
А полицейские, которые вроде как стоят на страже закона — кто-нибудь чувствует себя под их надежной защитой? А вот если у тебя есть бандитская «крыша» — это совсем другие ощущения…
Сама российская система несправедлива настолько, что любой вор кажется Робин Гудом. Он же против системы. И тем , кто живёт в мире прав, свобод и законов, этого не понять. Честный вор — для них оксюморон, а для нас — часто герой.
На у разве би-би-сишный Шерлок сам не такой? Бунтарь, социопат и нарушитель правил. Чисто российский персонаж. Это Ливановский Шерлок Холмс был абсолютным джентльменом, олицетворявшим нашу тоску по упорядоченности, размеренности и уютному быту овсяных завтраков и накрахмаленных воротничков. Для страны, вечно живущей в эпоху перемен — это недоступная роскошь.
Шерлок Холмс в русской версии — практически наш антипод. Современный английский Шерлок нам бесконечно близок.
И то, что именно в России смогли спионерить его последнюю серию — по-своему очень символично.
Как вам?