— Мама, ты знаешь, что такое Ice bucket challenge? — спросила дочь, запихивая в морозилку стакан с холодной водой. — Это когда тебе в интернете вызов приходит, и ты должен холодной водой облиться.
— А зачем? — поинтересовалась я версией молодого поколения.
— Ну я точно не знаю, — замялся ребенок. — Кажется, там какая-то болезнь. Но главное, что если мне вызов придёт, у меня уже лёд есть!
…Впрочем, столь смутные представления о смысле этой акции наверняка не только у моей дочери. Благотворительный флешмоб, задуманный как средство привлечения внимания к проблемам больных боковым амиотрофическим склерозом, в последнее время привлекает внимание больше к его участникам. То миллиардер Дональд Трамп обольётся ледяной водой в окружении прекрасных длинноногих нимф, то Билл Гейтс выплеснет на себя ушат леденящей жидкости из хитроумно сконструированного сооружения. Лицо российской благотворительности Чулпан Хаматова появилась с ведром воды в центре Москвы в ластах и в маске. Ксения Собчак, хоть и осудила все происходящее, всё же встала под ледяной «душ», устроенный ей актёром и спортсменом Александром Невским. Дина Корзун, Михаил Боярский, Адриано Челентано, Филипп Киркоров, Анастасия Волочкова, Рианна, Марк Цукерберг, Бенедикт Камбербетч, Джастин Бибер, Селена Гомес — лишь небольшая часть огромного списка знаменитостей, подключившихся к акции Ice bucket challenge.
«Первый канал» поливал себя ледяной водой всем скопом. А компания «Самсунг» в рамках акции окропила святая святых — новенький телефон Galaxy. Нелегко пришлось и знаменитому мультяшному герою Гомеру Симпсону, который сначала вылил на себя стакан ледяной воды, а потом был погребен под другими «холодными» символами — пингвинами, Санта-Клаусом и фургончиком с мороженным.
Волна обливаний добралась и до Нижнего Новгорода. Журналисты, пиарщики, спортсмены мужественно встают под бодрящий душ. И даже нижегородский градоначальник Олег Кондрашов не остался в стороне и таки выплеснул на себя ведро воды.
И с одной стороны, картина вроде позитивная и умилительная, когда столько разномастного народу готово поддержать людей в инвалидных колясках. С другой стороны, кого они там поддерживают — уже попробуй разбери. А это повальное обливание водой всё больше напоминает День Нептуна в мировом масштабе.
Вряд ли даже автор этого флешмоба — бейсболист Пит Фрейс — рассчитывал на такой успех. Страшный диагноз — боковой амиотрофический склероз — был поставлен ему два года назад. Молодой человек вынужден был оставить спортивную карьеру, а сейчас уже не может самостоятельно двигаться, есть и говорить. Чтобы привлечь внимание к проблемам таких же, как он, Пит придумал акцию «Ice bucket challenge» (ледяной вызов) и сформулировал её правила на «Фейсбуке». Первыми участниками флешмоба стали его товарищи по бейсбольной команде. И понеслось! Тот, кто обился водой, должен бросить вызов трем другим людям. Специалисты называют это технологией «вируса». И он впрямь стал распространяться по планете быстрее лихорадки Эбола.
Предполагалось, что тот, кто принимает вызов и мужественно встает под ледяные струи, перечисляет 10 долларов в благотворительный фонд. А тот, кто не принимает — 100 долларов. Такая постановка вопроса ставит человека перед странным выбором — ну чем на самом деле помогут эти водные процедуры больным амиотрофическим склерозом? Однако не согласишься — и получится, что ты либо трухнул, либо просто бесчувственный чурбан. Ну а уж перечисление денег вообще всегда было делом добровольным и, как правило, непоказным.
Этот благотворительный шантаж напоминает знаменитый диалог из «Собачьего сердца» активистки Вяземской и профессора Преображенского:
«– Хочу предложить вам взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.
– Нет, не возьму.
– Вы не сочувствуете детям Германии?
– Сочувствую.
– Жалеете по полтиннику?
– Нет.
– Так почему же?
– Не хочу».
Однако, какой бы спорной ни была изначальная постановка вопроса, сейчас эти правила всё равно ушли на второй план. Как отмечают критики этого флешмоба, в большинстве видеозаписей звезды уже не говорят о том, что нужно делать какие-то пожертвования. Основной пафос этих роликов: «Юхуу-у-у, а мне тоже не слабО!».
И, наверное, в этом и кроется одна из главных причин успеха этой акции: в каждом политике, миллиардере, актере, певце, спортсмене, учёном да и в любом из нас всё равно живет ребенок, которому хочется сделать что-то неожиданное, хулиганское и отважное. И которого легко взять на слабо.
Впрочем, если ребячество сильных мира сего будет проявляться только в «Ice bucket challenge» для нашей планеты это будет, пожалуй, наилучший вариант.
P.S. С конца июля по начало сентября Ассоциации помощи больным боковым амиотрофическим склерозом удалось за три месяца собрать 107,4 млн долларов. В прошлом году за это же время собрали всего 3 млн.
Как вам?
у меня тоже очень двойственное отношение к этой акции. С одной стороны и больных то этой болезнью гораздо меньше, чем скажем ДЦП. И вот бы кому с таким же азартом деньги бы собирать. С другой стороны, в наше прагамаичное время, пусть человек даже через пиар, но 10 баксов отоврёт от души своей, уже за праздник.
Просто смешно смотреть! Образованный человек, работающий на серьезной должности заявляет: «Я обливаюсь водой, чтобы было меньше больных людей!». И что, действительно меньше больных теперь стало? какая тут связь?! А все эти дурные социальные сети, которые и людей в дураков превращают.