Нижегородский эквилибрист и жонглёр Валерий Щербаков — пример несгибаемого мужества. 39 лет он отдал цирку и даже когда в результате многочисленных травм остался без ноги, всё равно смог вернуться на арену. Сейчас он готовит новый уникальный номер для нашего цирка.
Во время одной из репетиций нам удалось пообщаться с этим неунывающим человеком.
Цирк – это серьёзно
Валерий Щербаков увлёкся цирком в раннем детстве. Пятилетнего мальчика покорили клоуны, акробаты, выполнявшие невероятные трюки и яркий свет на манеже. Тогда-то он и решил, что непременно будет работать в цирке, и воплотил свою мечту в 8-м классе.
— Тогда был директор Иван Панкратьевич Маринин и главный режиссёр Юрий Владимирович Свирелин, я подошёл к ним и попросил разрешения заниматься в спортзале, и это был 1973 год, они мне разрешили. В тот момент на гастролях в Горьковском цирке работала программа Игоря Кио, — вспоминает артист, — В 1976 году я познакомился с жонглером Евгением Биляуэром, который меня и заметил, я сначала старался репетировать его комбинации.
После школы Валера собирался поступать в цирковое училище, но молодого талантливого жонглёра перехватили и сразу взяли на работу родители Евгения, у которых было своё шоу «Весёлые повара».
Когда он вернулся из армии, артиста пригласили в номер «Эквилибристы жонглёры на стрелах», который и стал делом его жизни. Было это в 1983 году…
Впервые номер поставил режиссёр Юрий Мандыч в 1973 году. Уникальность его заключалась в том, что артисты кидали булавы во время вращения аппарата. Об этой постановке даже издавали книги в разных странах Мира. В своё время номер был лауреатом премии Ленинского комсомола и лауреатом Всесоюзного конкурса артистов цирка.
В разное время в номере работали три или четыре человека. В 90-е годы, когда в стране был кризис, и большинство цирков не работало, старшие коллеги Валерия ушли на пенсию. Теперь он стал руководителем номера и набрал новых ребят. Так Щербаков работал до 2013 года, пока не у него не начались проблемы с ногой…
Вторая жизнь номера
Когда Валерий понял, что его карьера как артиста завершена, он решил продолжить работу в качестве постановщика. Тем более номер он знал, как свои пять пальцев.
Репетировать постановку начали в апреле прошлого года. Валерий проводил кастинг артистов со всей страны. Казалось бы, это не ходьба по канату и не работа с хищниками, но не все из артистов справились. Четверо акробатов не смогли участвовать в номере, пришлось искать новую команду…
— Я немного изменил постановку, — поясняет руководитель, — изначально нас было трое. Теперь пятеро артистов, это даёт больше комбинаций и существенно усложняет номер. К тому же поменялся аппарат, прежний оказался не безопасным, и один из артистов получил травму.
Пока мы общаемся, три девушки и двое молодых людей «прогоняют» номер на репетиционном манеже. Посередине стоит установка, от которой отходит две стрелы, каждая из которых заканчивается площадкой для артиста.
Хотя постановка ещё не отрепетирована полностью, руководитель просит ребят занять позиции, включает музыку и запускает аппарат. Молодые люди занимают места на краях стрел, одна девушка становится в середину аппарата, а двое других остаются на манеже. Ребята кидают друг другу булавы, при этом стрелы то опускаются, то поднимаются. А потом конструкция начинает вращение, при этом жонглёры ни на секунду не останавливаются. В воздухе одновременно находится около 15-ти булав. При том молодые люди, стоящие на вращающихся стрелах должны не только удержать равновесие, но и продолжать ловить булавы…
Но боли в ноге становились нестерпимыми, и Валерий обратился к врачу. Оказалось, что небольшие травмы, которые он накопил за годы работы, а так же невнимание к своему здоровью привели к необратимым изменениям. Врач вынес неутешительный приговор – ногу придётся ампутировать. И Валерий лёг на операцию. Репетиции пришлось остановить.
Возвращение
Как только артист пришёл в себя, он решил, что продолжит работу над номером.
— Не смотря на то, что со мной произошло, хочу продолжать работать, говорит Валерий Щербаков, — не собираюсь опускать руки и впадать в уныние.
При этом артист подобного жанра имеет право выйти на пенсию через 15 лет работы, Валерий же отдал цирку 39 лет!
Как только Щербаков смог, он вернулся к репетициям. Изначально ездил из дома на работу на такси, но потом директор Нижегородского цирка Инна Ванькина предоставила ему жильё в цирковой гостинице. Теперь тратить деньги на дорогу не нужно.
Организация, которой жонглёр посвятил свою жизнь, не бросила его, как отработанный материал. Валерию помогли как морально, так и финансово: Росгосцирк, союз цирковых деятелей и просто его коллеги собрали крупную сумму на немецкий протез. Сейчас артист ждёт, когда он будет готов, и можно будет передвигаться без костылей.
— Работаешь с людьми и не знаешь, что про тебя думают, — говорит он, — а такие моменты показывают, как хорошо коллеги к тебе относятся.
Программа, которая, кстати, ни разу не была показана на нижегородской к земле, будет готова в мае. Хочется верить, что на поклон Валерий сможет выйти «на своих ногах».
Как вам?