Каждый день в одном из кабинетов нашего офиса трясутся стены. Это начальник одного из отделов пытается «мотивировать» своих подчиненных. Крик стоит такой, что нормальному человеку хочется забиться под стол и не высовываться. Но сотрудники терпят. «А куда деваться?» — вздыхают они. А действительно, куда деваться и что делать, если конфликты стали неотъемлемой частью рабочих будней?
- Вообще конфликты – вещь неприятная, но неизбежная. Там, где есть два взрослых человека со своим собственным мнением, будут и разногласия, вопрос только в том, во что они выльются. Конфликты по-своему даже полезны. Во-первых, они помогают делу развиваться, поскольку, как известно, в спорах рождается истина. Во-вторых, это полезный жизненный опыт по взаимодействию с другими людьми. Но чтобы он был именно таким, нужно четко различать рабочие и межличностные конфликты. И в зависимости от этого выбрать стратегию, которая поможет выйти из ситуации с наименьшими потерями.
- Рабочий конфликт.
- Признаки. Такие конфликты возникают исключительно по рабочим моментам. Например, кто-то не сделал работу в срок или сделал её не качественно, или на одном проекте пересеклись интересы сразу нескольких служб, каждая из которых норовит перетянуть одеяло на себя. Например, кому-то требуется увеличить финансирование, а бухгалтерия норовит его сократить. Однако как бы далеко ни заходили разногласия, решаются такие конфликты довольно просто — ведь всем, в конце концов, нужно сделать одно общее дело и добиться результата. Тут главное, чтобы рабочая дискуссия не превратилась в бытовую свару.
- Как с этим справиться?
- Не давайте волю эмоциям. Если чувствуете, что разговор пойдет на повышенных тонах, лучше отложите его хотя бы на пару часов и подготовьте внятные конструктивные аргументы.
- Говорите спокойно. Многие люди в возбужденном состоянии начинают говорить быстрее и громче. В этом случае собеседник будет стараться вас перекричать и перейдет на повышенные тона. И даже самые убедительные аргументы, сказанные скороговоркой, просто не будут услышаны.
- Не огрзыайтесь в ответ на агрессию. Тот, кто дал волю эмоциям, всегда проигрывает.
- Ищите компромисс. Самой продуктивной психологи называют стратегию win-win, когда выигрывают все. Наверняка такой вариант существует и в вашей ситуации, ведь вы делаете одно общее дело. Если компромисс не удалось найти, пригласите к участию в беседе третью, максимально нейтральную сторону или руководство.
- Если вы выступаете в роли критика, критикуйте исключительно работу, не переходя на личности.
- Межличностный конфликт.
- Признаки. У такого конфликта нет причин, связанных с работой. В основе лежит либо повышенная эмоциональность участников ссоры, либо желание какого-то одного человека поскандалить, самоутвердиться за счет других, либо личная неприязнь. Правда, формальный повод может быть связан с работой, но разговор очень быстро переходит на личности и скатывается до оскорблений, что, собственно, и является настоящей целью конфликта.
- Как с этим справиться?
- Не поддавайтесь на провокации. Как правило, подобные столкновения провоцируют манипуляторы, для которых единственная радость в жизни — это вывести кого-то из себя. Это несчастные люди, неоднократно пережившие чувство униженности. Скорее всего, в детстве, от самых значимых для себя людей — родителей, друзей, своей первой любви. Теперь они пытаются компенсировать свои травмы за счет унижения других людей.
- Такой агрессор будет искать самые болезненные точки и нажимать на них до бесконечности. И стоит вам хотя бы раз показать, что вы задеты — он уже не остановится.
- К сожалению, часто в роли таких провокаторов выступают начальники. Поскольку те, кто пережил унижение в детстве, потом активнее пробиваются к вершинам. И затем по полной отыгрываются на подчиненных.
- Вычислить такого начальника несложно. Он критикует не только работу, но и личности сотрудников. Делая замечания, он явно получает удовольствие. При этом чётко сформулировать суть претензий он, как правило, не может: замечания высказываются по разным поводам и в разное время, а четкие критерии оценки работы сотрудников попросту отсутствуют.
- Единственный способ противостоять такому человеку — это холодное спокойствие. Если возможно, сделайте вид, что не замечаете уколов. Если нет, попробуйте свернуть беседу. «Я не готова продолжать беседу в таком тоне», «Давайте встретимся и поговорим об этом в более спокойной обстановке». Не получив желаемой подпитки, агрессор, скорее всего, утратит к вам интерес.
- И тогда, если вам действительно есть, что обсудить по работе, разговор перейдет в конструктивное русло. Либо ваше взаимодействие сведется к минимуму.
- Кстати, наш начальник рекламного отдела именно из таких людей. Пару раз у нас возникали конфликты, но решались довольно быстро, с вынужденными извинениями с её стороны. И хотя мы вроде бы нашли свой способ взаимодейтсвия, я понимаю, что работать под руководством этой дамы, пусть и сильного профессионала в своей области, я бы не смогла. Но тут уже каждый решает сам.
- Слова, которые помогут выйти из конфликтной ситуации:
- «Да». Если вы начинаете реплику со слова «да», собеседник расслабляется — ведь в целом вы с ним согласны. А после «да» уже могут появиться какие-то «но».
- «Мы». Этим словом вы снимаете сам момент противостояния, подчеркивая. что работаете в одной команде. После этого легче найти то, что приведет к нужному результату.
- «Это действительно нелегко». Вы подчеркиваете, что понимаете трудности оппонента и тем самым располагаете его к себе.
- «Давайте поговорим об этом позже». Передышка поможет успокоиться и подобрать самые весомые аргументы.
Как вам?