Мы с подругой-коллегой встретились с подругой-психологом и наперебой начали жаловаться на своего начальника.
— У нас законный обед — час, но нас еле выпустили. 5 минут опоздания – объяснительная, а то что люди сверхурочно работают, как бы не замечается. С работы чтобы уйти по графику в шесть, надо еще и разрешение получить у шефа, — сетовали мы. — Планерки длятся уже не час, а два-три, при этом все должны молчать или поддакивать. Ну как тут можно нормально работать?
Выждав, когда наш поток излияний, наконец, закончится, подруга-психолог заключила:
— Всё это значит, что на работе вы регулярно подвергаетесь насилию. А ваш шеф — самый настоящий насильник.
Мы были ошарашены таким диагнозом. Конечно, управленческие методы нашего начальника давно вызывают у нас неприятие, но представить его в качестве серийного маньяка, а нас — в качестве его жертв, всё-таки было как-то отвратительно.
Однако, как выяснилось, психологическое насилие в офисе — вещь довольно распространенная. Еще несколько десятилетий назад европейских психологов заинтересовали причины нелюбви населения к работе, и как оказалось, психологический террор в офисах здесь занимал одну из первых позиций. Именно он является главной причиной стрессов на работе и особенно распространен в среде белых воротничков.
Это малоприятное явление уже получило отдельное название — моббинг (от английского mob — толпа). Моббинг — это всегда групповой процесс, когда давление на человека оказывается со стороны почти всего коллектива. Так что фильм и книга «Чучело» — это история классического моббинга.
А вот наш шеф, судя по всему, занимается его особой разновидностью — «буллингом»: это когда террор устраивает один человек. Как правило, при этом он наделен властью и другими ресурсами, способными отравить жизнь его жертве: связями, опытом, уровнем информированности и т.п. А потому буллинг явление не менее неприятное, чем моббинг.
Признаки психологического террора на работе.
Постоянная критика и игнорирование достижений. Что бы человек ни делал, в его работе всегда найдут изъяны. Даже если он совершил реальный прорыв, этого просто постараются не заметить. Ему не вручают грамоты, не объявляют благодарность, не выписывают премии.
Изоляция. У человека, который стал жертвой моббинга, на работе нет друзей и даже приятелей. С ним никто не обедает, его не приглашают на коллективные чаепития и дни рождения, а на корпоративе он обычно сидит в одиночестве.
Помехи в работе. Человеку пытаются создать невыносимые условия труда. Ему как бы невзначай могут не сообщить о важном совещании или переговорах, ему не дают слова на коллективных обсуждения, его, как Золушку, нагружают огромным объемом работы, а потом придираются к качеству её исполнения. Часто в ход идут запрещенные приемы: у сотрудника-жертвы могут уничтожить документы, удалить письма из электронной почты, откровенно подставить перед начальством.
Моральное насилие. Объект моббинга могут намеренно оскорблять, распускать про него компроментирующие слухи, с ним могут даже не здороваться.
Причины моббинга.
Зависть и конкуренция. Может быть, жертв психологического террора это мало утешит, но чаще всего их травят потому, что видят в них серьезных профессионалов. Неслучайно одна из самых популярных разновидностей моббинга — травля новичка, особенно если он полон идей и энтузиазма. А ну как подвинет кого-то из старожилов?
Однако зависть может быть не только профессиональной, но и личной — например, в женских коллективах жертвой моббинга может стать молодая красотка или благополучная мать семейства, если у остальных ее коллег личная жизнь не складывается.
Офисное развлечение. Часто моббинг — это экстремальная попытка скрасить унылые офисные будни. Не случайно им увлекаются именно офисные «хомячки» — на реальном производстве есть дела поважнее, а офисная рутина и особенно офисное рабство заставляют искать выхода энергии. К тому же человек — это животное стадное, куда один — туда и все.
Поиск козла отпущения. Бывает, что дела к компании не ладятся, и рано или поздно начинается поиск виноватых, а оказаться в этой позиции никому не хочется. Поэтому быстренько выбирают того, кто не может дать отпор и вешают на него все грехи.
Ошибки руководства. Из-за неграмотного менеджмента бывает, что в компании дублируются обязанности сотрудников, или одна служба ни с того ни с сего начинает контролировать другую — конфликт интересов тут неизбежен. В нынешним условиях экономии частенько не продумана система замен сотрудников на случай болезни или отпусков — в итоге всё валят на одного, а он с этим не справляется.
Что-то личное. В конторах, где мало народу и между людьми складываются близкие, почти родственные отношения, сразу же появляются соответствующие издержки. Как говорится, в семье не без урода, и на эту «должность» нужно кого-то назначить. К тому же, на близких легче оторваться — он простит и поймёт.
Причины буллинга.
В отличие от моббинга, у буллинга по большому счету одна причина — психологические проблемы. Либо у того, кто этот террор организует, либо у его жертвы.
В первом случае у человека (как, например, у нашего шефа) есть застарелые психологические травмы — детские унижения, неприятие в своей среде, нелюбовь близких, комплекс неполноценнности. И у него просто нет другого способа компенсации и самоутверждения, кроме как прямо или косвенно унижать других.
Во втором случае у человека явный «комплекс жертвы». Он сам располагает к тому, чтобы над ним измывались: излишне эмоционально реагирует на подколы коллег, не может дать отпор, не уверен в себе и бессознательно (а порой и сознательно) думает, что именно такого отношения он и заслуживает.
Последствия психологического террора.
Нездоровая атмосфера вредит развитию компании: вместо работы люди заняты выяснением отношений. Поэтому в солидных организациях делают всё, чтобы избежать подобных ситуаций и создать теплую, доброжелательную обстановку.
Но, конечно же, в первую всю тяжесть последствий моббинга ощущает тот, кто подвергся травле. Постоянные стрессы на работе приводят к моральному и физическому истощению. Нередко возникают нервные расстройства и соматические болезни, поскольку человек бессознательно ищет повод не ходить на работу. Частые простуды, скачки давления, бессонница, проблемы с желудком могут быть следствием моббинга. Бывают и более серьезные последствия: гипертонические кризы, инфаркты и инсульты.
Человек, повергающийся травле, уже не может нормально работать. Он тратит всю энергию на то чтобы доказать коллективу или руководству, что он чего-то стоит, и отношение к нему абсолютно неоправданно. Однако, поскольку истинная причина моббинга — вовсе не его профессиональная несостоятельность, а часто даже наоборот, то эти усилия пропадают впустую. Психологические террор не прекращается, и жизнь человека становится невыносимой.
Как бороться с психологическим террором на работе?
Игнорировать. Самый действенный способ. Излишняя эмоциональность, переживания, попытки сопротивления только раззадоривают организаторов травли. А вот отсутствие реакции охлаждает пыл. Продолжайте спокойно (насколько это возможно) делать свою работу, ровно общаться с коллегами-врагами и демонстрировать невозмутимость. Не почувствовав отдачи, офисное стадо, скорее всего, от вас отстанет.
Обратиться к начальству. Если руководство не участвует в офисной травле, то оно заинтересовано в сохранении здоровой атмосферы. Не бойтесь выходить на начальство напрямую, демонстрируйте свой профессионализм и ответственность — и поддержка сильных мира сего будет на вашей стороне.
Уволиться. Между прочим, психологические террористы часто даже не рассматривают этот вариант всерьез. Их главная цель — не добиться увольнения жертвы, а показать свое полное превосходство. Чтобы объект травли даже не думал считать себя ценным работником, матерым профессионалом и творческой личностью. Он должен осознать своё ничтожество и в этом приниженном состоянии продолжать также интенсивно работать, желательно за всех сразу. Ну и стоит ли держаться за такое место?
В общем, проанализировав ситуацию, мы с подругой поняли, что ближе всего нам именно третий вариант.
Как вам?
Да уж (((