Чему смеётесь?

Уже слегка поднабивший оскомину тезис о непреходящей современности гоголевской комедии, в постановке «Ревизора» Владимира Червякова в театре«Вера», в очередной раз блестяще подтверждается в полный рост.

Причём достигается это без каких-либо лобовых способов, вроде модного некогда осовременивания костюмов и декораций. И сценическое решение спектакля (Андрей Михайлов) и костюмы (Екатерина Филаретова) лишь слегка стилизованы. Всё узнаваемо и так.

И чиновники всех мастей сосредоточенные лишь на том, как бы хапнуть побольше и задержаться у кормушки подольше. Одни, как Городничий (Вадим Пьянов, Владимир Ганин) не особенно таясь и с полной уверенностью в собственной правоте. Другие, как судья Ляпкин-Тяпкин (Владимир Ганин, Вадим Пьянов) с изуверской изобретательностью – «борзыми щенками». Третьи, как Земляника (Сергей Иордан) с ханжеским сладострастием, строча втайне доносы и мечтая подсидеть своего начальника. Четвёртые, как смотритель училищ Лука Лукич (Андрей Логинов), чуть не падая в обморок от страха. Но воруют! А потом истово, совсем как сегодняшние, крестятся на виднеющиеся вдали купола. И совершенно очевидно, что не грехи свои они замолить пытаются. Да и не чувствуют они за собой грехов. Нет, молят о том, чтобы пронесло в очередной раз, чтобы начальство не осерчало, да от кормушки кто не отжал.

Именно этот вечный страх и застит глаза уездной элите, едва появляется слух о приезде ревизора. У страха, как известно глаза велики и с его помощью можно даже юного хлыща в модной одежде с лёгкостью принять за важную фигуру.

Ну а почему бы нет? Не по заслугам же, в конце концов чины и звания раздаются? Вон сколько сегодня молодых «эффективных менеджеров» в сферах власти околачивается благодаря связям, деньгам, влиятельным родителям. И ничего, что кроме раздувания щёк ничему не обучены. Ничего, что порой таких дров наломают, только держись – одна недавняя история с назначением чиновника на пост директора нижегородского ТЮЗа только чего стоит. Главное, чтобы общих правил не нарушал и брал «по чину».

Читайте также:  Сказка к нам стучится. Новогодние представления нижегородских театров

Узнаваема и супруга Городничего, Анна Андреевна — расчётливая ханжа (Наталья Червякова), или претендующая на утончённость (Анастасия Дудоладова), с её мечтами о «столбовом дворянстве». Сколько их таких жён мэров и губернаторов по провинциальным городам!

Главный герой в спектакле не Хлестаков (Владимир Джумок). И даже не Городничий. Главное действующее лицо «Ревизора» в «Вере» — это чиновники. И Городничий лишь один из них.

Хлестаков в спектакле — не прожжённый прохвост или мошенник, решивший провести вокруг пальца чиновничью братию. Обычный мало что из себя представляющий обаятельный молодой человек, коих опять же сегодня масса. Он истово мечтает о красивой жизни, проматывая присылаемые ему из деревни отцом деньги

Он даже не сразу понимает, что его принимают за кого-то другого. Почести оказываемые ему он поначалу принимает на свой счёт, самонадеянно полагая, что вполне достоин подобной участи.

Прощаясь с одураченными им семейством Городничего, он совершенно искренне бросается их благодарить и так по-детски трогательно бросает «Меня ещё нигде так хорошо не принимали», что его даже становится немного жаль.

Вообще, несмотря на многочисленные переклички с сегодняшним днём, спектакль Владимира Червякова назвать сатирой нельзя. За каждым героем угадывается не только характер, но и судьба. И это придаёт происходящему дополнительную глубину. В конце концов они такие же люди, как и мы. И окажись кто-нибудь из нас на их месте, ещё неизвестно, как дело бы вышло. И в этом контексте горестный упрёк Городничего: «Чему смеётесь, над собой смеётесь», приобретает дополнительный смысл.

Смех в зрительном зале во время спектакля действительно звучит много и часто. полностью оправдывая жанр, определённый пьесе самим автором. Хотя режиссёру с актёрами ни разу не изменяет вкус, и спектакль ни на минуту не скатывается в примитивное комикование, как бывает порой.

Читайте также:  Шанс на удачу. Фестиваль имени Евстигнеева поможет актёру стать звездой

Но, не смотря на то, что сам спектакль может смело считаться театральной удачей, ощущение от него остаётся всё же довольно тягостное. Тезис о непреходящей современности гоголевской комедии в очередной раз подтвержден. А стало быть, если за прошедшие столетия ничего в нашей стране не изменилось, рассчитывать на то, что это случится в будущем, похоже явно не приходится.

Как вам?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Большие девочки в большом городе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: