Приближается открытие одного из самых демократичных и значимых нижегородских театральных фестивалей — Актёрского фестиваля-конкурса имени Евстигнеева. Его главная цель — помочь актёрам заявить о себе. Ведь согласитесь, у провинциальных служителей Мельпомены для этого куда меньше возможностей, чем у их столичных коллег.
Как сделать так, чтобы и в провинциальных театрах сияли свои звёзды? И чем в этом деле им помогает фестиваль имени Евстигнеева? Об этом мы беседуем с председателем оргкомитета фестиваля, директором нижегородского театра «Комедiя» Дмитрием Коноваловым.
— Дмитрий Иванович, в чём на ваш взгляд главная особенность провинциального актёра? Могут ли быть в провинции звёзды?
— Тяжела и неказиста жизнь провинциального артиста. Но в провинции конечно же могут быть звезды. И одни навсегда остаются в этой провинции. Другие уходят и становятся звёздами всероссийского масштаба. И практически Табаков, Миронов они ведь саратовские. Только в своё время ушедшие, уехавшие в столицу из своих городов. И очень редкие всероссийские звёзды коренные москвичи и петербуржцы.
— А на ваш взгляд профессионального театрального менеджера, что нужно делать, чтобы звезда осталась здесь, а не уехала в Москву? Чтобы не утекали наши яркие актёры?
— Очень много чего нужно сделать. Обеспечить условия быта и самое главное обеспечить интереснейшую творческую работу, возможность чувствовать себя известным и популярным.
То есть, во-первых, надо создать условия жизнедеятельности — обеспечить квартиру, зарплату достойную. Это самый простой и нижний уровень. Но у нас и этого нету.
Второй более сложный уровень — это обеспечить актёру такого режиссёра и такую интересную творческую работу в театре, чтобы он был загружен, и у него даже мысли не было о том, что ему не интересно или не комфортно.
А третье, чтобы когда этот режиссёр ставит с ним гениальные спектакли, эти спектакли ещё и показывались на различных фестивалях. Желательно международных . Вот когда все эти три компонента присутствуют, тогда у актёра или актрисы нет основания переезжать в другой город. Пусть это даже Москва или Питер.
Но у нас — ни в Нижнем, ни в подавляющем большинстве российских городов, ни первого, ни второго, ни третьего не наблюдается, к сожалению…
— Потому что в большинстве российских городов укоренилось отношение к театру как к чему то второстепенному…
— Из разряда развлекательной сферы услуг.
Отчасти театр сам виноват в том, что такое случилось. Отчасти массовая культура, которой мы так были увлечены, общество потребления, которое нас накрыло. Мы пока в нём ещё не вполне разобрались.
— Да театр меньше всего отвечает требованиям общества потребления, поскольку предполагает определённое напряжение, а не расслабленное поглощение зрелища вперемежку с поп-корном…
— Ну да в театре всё-таки душа обязана трудиться. И она таки трудится. Потому как человеку приходится утруждать себя пониманием, пытаться понять что то немного поглубже, чем сам сюжет. Тут уже какая то духовная и душевная работа происходит.
Я думаю, что сейчас, в связи с международной обстановкой, всё-таки начнут задумываться, что театр помимо развлекаловки это ещё и идеология, и мораль. Это воспитание новых поколений, указание путей движения общества в целом, и путей решения определяющих проблем — нравственных моральных патриотических, экономических.
— Фестиваль имени Евстигнеева, который существует уже 11-й год, насколько я понимаю, как раз и занимается одной из перечисленных вами составляющих актёрского счастья…
…Да, фестивали выполняют функцию популяризации. Конечно хорошо, если фестивали международные. Но ведь есть самолёты с вертикальным взлётом, а есть с горизонтальным.
Нужно при хорошей серьёзной финансовой оснащённости от года в год наращивать и творческую, и экономическую составляющую фестиваля. И таким образом, городской региональный фестиваль может превратиться в международный, входящий в список престижных фестивалей планеты. Но опять же это при стечении целого ряда обстоятельств и прохождения целого ряда необходимых процессов. Для этого надо из года в года наращивать именно творческую составляющую в первую очередь. Ну и экономическую, в том числе.
— В чём основное отличие фестиваля имени Евстигнеева от других театральных фестивалей
— Его основной принцип — принцип открытости. Он любому актёру даёт возможность выдвинуть себя самого на фестиваль, заявить свою позицию — вот вы меня не замечали, а я могу. Чтобы потом посмотрели его работу и сказали: «Надо же, а мы не замечали». Коллеги не замечали, режиссёры, критики. Такое же бывает.
Ведь если у актёра не складываются отношения с руководством театра, например, то у него и вариантов показать себя нет. А здесь как раз тот редкий случай, когда актёр получает такой шанс. Это не значит, что все выдвинутые работы гениальны и значимы. Но актёр получает свой шанс.
И когда большой шорт-лист преображается в малый, выявляются возможные удачи и находки.
Но даже те, кто не попали в список номинантов, они всё равно получили возможность завить о себе, показаться. Хотя бы перед членами жюри.
И жюри у евстигнеевского фестиваля иное, нежели у других фестивалей. И в этом, на мой взгляд, есть некоторое преимущество. Когда жюри состоит только из критиков — один критик спектакль хвалит, а другой его ругает. И правы оба. Они так аргументировано всё это рассказывают. Я присутствовал неоднократно, когда пять критиков хвалят и пять же ругают. И те, и другие аргументировано. А когда в состав жюри входят разные люди с разными эстетическими взглядами и опытами, это очень важно.
Надеемся, что наш фестиваль будет способствовать тому, что в Нижнем будет появляться как можно больше театральных звёзд, и как можно меньше их будет покидать наш город.
Всё это в итоге льёт воду на мельницу развития искусства, как Нижнего Новгорода, области, так и страны в целом.
P.S.Открытие фестиваля состоится 13 октября.
13 октября в 14:00 состоится мастер-класс для журналистов, театральных критиков, театральных деятелей, зрителей » Разбор спектакля». Его проводит В. Б. Федорова (Москва), театральный критик, директор журнала » Планета Красота».
18:00 — торжественное открытие XI театрального фестиваля-конкурса им. Е.А.Евстигнеева в театре Комедiя».
Как вам?