Театр уж полон. Главные удачи театрального сезона

По весне в Нижнем Новгороде подводят итоги театральных сезонов. Уже завершился фестиваль «Премьеры сезона», теперь на очереди оглашение победителей театрального фестиваля имени Евстигнеева.
Что представляет из себя нижегородская театральная жизнь? Какие театры могут похвастаться творческими удачами в завершающемся сезоне? И каковы их дальнейшие перспективы?

Об этом мы разговариваем с членом жюри фестиваля имени Евстигнеева, московским критиком и театроведом, директором театрального журнала «Планета Красота» Валентиной Федоровой.

— Валентина Борисовна, Каково ваше впечатление от увиденных спектаклей нижегородских театров?

— Впечатления разные. Есть и огорчения, есть и открытия. Это нормально. Театр — живой организм. Что-то удается, где-то терпишь неудачу. Невозможно ровное поступательное развитие. Есть ошибки, просчеты.

Конечно, много ярких актерских работ в разных коллективах. Актерскими талантами Россия богата.

— Какие спектакли произвели на вас наиболее яркое впечатывание

— Последнее по времени яркое впечатление — «Третья правда» в академическом театре, режиссура В.Данцигера, который сделал возможным с неослабевающим вниманием следить за интеллектуальным политическим спором.

Я в восторге от работы Сергея Блохина в роли Столыпина. Мощь, глубина, убедительность. Хорош Сергей Кабайло в роли Нефедова. У Александра Мюрисепа очень трудная задача — мы все про классиков знаем, но он вместе с режиссером находит нужные краски.

Подробно останавливаюсь на актерах, потому что смотрела спектакли, как член жюри актерского фестиваля Е.Евстигнеева. Но лишний раз убедилась — настоящие актерские прорывы неразрывно связаны с умной дерзкой режиссурой.

В академическом театре видела и «Свадьбу Кречинского». Спектакль более традиционный. Но такие спектакли необходимы для театра и для города. Кречинский — Сергей Блохин, Расплюев — Николай Игнатьев, хороши, но привычны.

Такой же традиционный спектакль и «Лес» в театре Комедиi. Но Островский так хорош, что достойная мастеровитая постановка, где точно расставлены акценты, нужна зрителю. В этом спектакле не могу не отметить работы Марины Вязьминой (Гурмыжская), Игоря Смеловского (Несчастливцев), Игоря Михельсона (Счастливцев).

Читайте также:  Достоевский, как по нотам

Удачей стал «Дом Бернарды Альбы» в постановке Надежды Ковалевой. На малой сцене театра Комедиi разворачивается напряженная драма страстей. Хочу выделить работы Алены Щеблевой (Адела), Марии Кром (Ангустиас). Но важно, что на сцене — ансамбль, каждая исполнительница вносит свою краску в общую картину.

В Нижнем Новгороде поставят драму Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы»В Нижнем Новгороде поставят драму Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы»

Неожиданной была «Турандот» — не солнечная вахтанговская озорная игра, а страшная сказка, где на кону — жизнь, кипят нешуточные страсти. Отмечу актеров Калафа — Евгений Пыхтин и Турандот — Татьяна Кисилёва

— Несколько лет назад одна из критиков сделала громкое заявление, что Нижнего Новгорода не существует на театральной карте страны. Вы согласны (пусть и отчасти) со столь категоричной оценкой?

— Я вообще против деклараций и эффектных формул. Конечно, театр в Нижнем Новгороде и области есть, живет своей напряженной жизнью. Что-то удается, что-то нет. Несколько лет назад видела на московском фестивале запомнившийся спектакль Дзержинского театра.

— Каковы на ваш взгляд основные проблемы провинциальных театров в общем и нижегородских в частности? Каким образом эти проблемы на ваш взгляд можно решать?

Проблемы провинциальных театров — финансирование, режиссура, готовность к поиску и нахождению новых решений, инерция.

Отсутствие денег — это невозможность приглашать режиссеров, художников, балетмейстеров, удержать хороших актеров, элементарно — отремонтировать и сделать удобным помещение. Но это, как ни странно не главное.

Когда-то на голом энтузиазме и подручных средствах возник в Москве Театр на Юго-Западе, «из ничего» начинался театр Коляды в Екатеринбурге.

Есть инерция коллективов провинциальных театров, а особенно театров в небольших и небогатых городах. Необязательно звать режиссеров с мировым именем. Свяжитесь с режиссерскими факультетами Москвы и Петербурга. Я видела немало очень хороших спектаклей, выполненных, как дипломные работы. Возможно, сложатся долговременные отношения. Молодые не хотят уезжать из столиц, но ставить спектакли готовы.

Читайте также:  Чему смеётесь?

В одном из российских театров придумали эксперимент — молодые режиссеры из театрального института, молодые драматурги из литинститута. Драматургов, можно найти среди победителей конкурсов, или на многочисленных региональных фестивалях драматургии. Вот и свежая кровь, и свежие идеи.

Нужно уйти от повседневности, рутины, зажить полной жизнью. Вспомнить лягушку, которая не захотела тонуть в банке с молоком, дергалась, пыталась вылезти, и взбила из молока кусочек масла, и поднявшись на него, выпрыгнула из банки.

Конечно, советовать проще, чем делать, но и ждать волшебника в голубом вертолете, который бесплатно покажет кино, тоже смысла нет.

Необходимы конкурсы и фестивали, которые помогают «встряхнуться», увидеть себя и окружающих другими глазами. Я за то, чтобы актерам говорили добрые слова, поощряли. Процитирую по памяти Козьму Пруткова — поощрение так же необходимо художнику, как канифоль смычку виртуоза.

 

Как вам?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Большие девочки в большом городе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: