- По весне в Нижнем Новгороде подводят итоги театральных сезонов. Уже завершился фестиваль «Премьеры сезона», теперь на очереди оглашение победителей театрального фестиваля имени Евстигнеева.
- Что представляет из себя нижегородская театральная жизнь? Какие театры могут похвастаться творческими удачами в завершающемся сезоне? И каковы их дальнейшие перспективы?
Об этом мы разговариваем с членом жюри фестиваля имени Евстигнеева, московским критиком и театроведом, директором театрального журнала «Планета Красота» Валентиной Федоровой.
— Валентина Борисовна, Каково ваше впечатление от увиденных спектаклей нижегородских театров?
— Впечатления разные. Есть и огорчения, есть и открытия. Это нормально. Театр — живой организм. Что-то удается, где-то терпишь неудачу. Невозможно ровное поступательное развитие. Есть ошибки, просчеты.
Конечно, много ярких актерских работ в разных коллективах. Актерскими талантами Россия богата.
— Какие спектакли произвели на вас наиболее яркое впечатывание
— Последнее по времени яркое впечатление — «Третья правда» в академическом театре, режиссура В.Данцигера, который сделал возможным с неослабевающим вниманием следить за интеллектуальным политическим спором.
Я в восторге от работы Сергея Блохина в роли Столыпина. Мощь, глубина, убедительность. Хорош Сергей Кабайло в роли Нефедова. У Александра Мюрисепа очень трудная задача — мы все про классиков знаем, но он вместе с режиссером находит нужные краски.
Подробно останавливаюсь на актерах, потому что смотрела спектакли, как член жюри актерского фестиваля Е.Евстигнеева. Но лишний раз убедилась — настоящие актерские прорывы неразрывно связаны с умной дерзкой режиссурой.
В академическом театре видела и «Свадьбу Кречинского». Спектакль более традиционный. Но такие спектакли необходимы для театра и для города. Кречинский — Сергей Блохин, Расплюев — Николай Игнатьев, хороши, но привычны.
Такой же традиционный спектакль и «Лес» в театре Комедиi. Но Островский так хорош, что достойная мастеровитая постановка, где точно расставлены акценты, нужна зрителю. В этом спектакле не могу не отметить работы Марины Вязьминой (Гурмыжская), Игоря Смеловского (Несчастливцев), Игоря Михельсона (Счастливцев).
Удачей стал «Дом Бернарды Альбы» в постановке Надежды Ковалевой. На малой сцене театра Комедиi разворачивается напряженная драма страстей. Хочу выделить работы Алены Щеблевой (Адела), Марии Кром (Ангустиас). Но важно, что на сцене — ансамбль, каждая исполнительница вносит свою краску в общую картину.
Неожиданной была «Турандот» — не солнечная вахтанговская озорная игра, а страшная сказка, где на кону — жизнь, кипят нешуточные страсти. Отмечу актеров Калафа — Евгений Пыхтин и Турандот — Татьяна Кисилёва
— Несколько лет назад одна из критиков сделала громкое заявление, что Нижнего Новгорода не существует на театральной карте страны. Вы согласны (пусть и отчасти) со столь категоричной оценкой?
— Я вообще против деклараций и эффектных формул. Конечно, театр в Нижнем Новгороде и области есть, живет своей напряженной жизнью. Что-то удается, что-то нет. Несколько лет назад видела на московском фестивале запомнившийся спектакль Дзержинского театра.
— Каковы на ваш взгляд основные проблемы провинциальных театров в общем и нижегородских в частности? Каким образом эти проблемы на ваш взгляд можно решать?
Проблемы провинциальных театров — финансирование, режиссура, готовность к поиску и нахождению новых решений, инерция.
Отсутствие денег — это невозможность приглашать режиссеров, художников, балетмейстеров, удержать хороших актеров, элементарно — отремонтировать и сделать удобным помещение. Но это, как ни странно не главное.
Когда-то на голом энтузиазме и подручных средствах возник в Москве Театр на Юго-Западе, «из ничего» начинался театр Коляды в Екатеринбурге.
Есть инерция коллективов провинциальных театров, а особенно театров в небольших и небогатых городах. Необязательно звать режиссеров с мировым именем. Свяжитесь с режиссерскими факультетами Москвы и Петербурга. Я видела немало очень хороших спектаклей, выполненных, как дипломные работы. Возможно, сложатся долговременные отношения. Молодые не хотят уезжать из столиц, но ставить спектакли готовы.
В одном из российских театров придумали эксперимент — молодые режиссеры из театрального института, молодые драматурги из литинститута. Драматургов, можно найти среди победителей конкурсов, или на многочисленных региональных фестивалях драматургии. Вот и свежая кровь, и свежие идеи.
Нужно уйти от повседневности, рутины, зажить полной жизнью. Вспомнить лягушку, которая не захотела тонуть в банке с молоком, дергалась, пыталась вылезти, и взбила из молока кусочек масла, и поднявшись на него, выпрыгнула из банки.
Конечно, советовать проще, чем делать, но и ждать волшебника в голубом вертолете, который бесплатно покажет кино, тоже смысла нет.
Необходимы конкурсы и фестивали, которые помогают «встряхнуться», увидеть себя и окружающих другими глазами. Я за то, чтобы актерам говорили добрые слова, поощряли. Процитирую по памяти Козьму Пруткова — поощрение так же необходимо художнику, как канифоль смычку виртуоза.
Как вам?