Принято считать, что пьесы Максима Горького в театрах ставят редко, называя множество разных причин. Однако только за прошедшее десятилетие я вспомнила несколько постановок в Нижнем: «На дне» в театре «Комедия», «Страсти-мордасти» в «Вере», «Фальшивая монета» в театре драмы, «Последние» в ТЮЗе. Так что у нас великий земляк не забыт. Я бы сказала, что скорее, его пьесы не хотят смотреть, вспоминая нудную школьную зубрежку «Буревестника» и почему-то бурлаков. Мы ждем от театра яркого развлечения или эмоционального потрясения, а не бесконечных споров о смысле жизни, о поиске одной общей для всех правды. Нам, современным горожанам, такие пьесы смотреть трудно и скучно. И именно поэтому смотреть их очень полезно для душевного и умственного здоровья.
Такая возможность появилась в театре драмы с новым спектаклем по ранней пьесе Максима Горького «Мещане». Мещанство как жизненную философию за время существования пьесы то считали злом и клеймили позором, уничтожая ни в чем неповинные фикусы, то высмеивали, распевая у костров романтичные песни, то объявляли опорой государства, вежливо именуя «средним классом». Не ждите, что театр ответит вам на вопрос, кто прав в этом споре. Конфликт размеренного порядка и пылкого бунтарства вечен, как конфликт отцов и детей. Режиссер Вадим Данцигер не ищет правых и виноватых, он расставляет акценты так, что невольно задумываешься: почему несчастливы и те, и другие? Он не начинает постановку с «чистого листа», в спектакле разбросаны ссылки и на знаменитую постановку в БДТ, и на время написания пьесы, и на споры об ее героях. На программке — семейное фото, словно сделанное в ателье М. Дмитриева. Похожей общей фотографией начинается телеверсия знаменитого спектакля Г.Товстоногова. Огромный старинный буфет кажется родным братом воспетого Гаевым чеховского «многоуважемого шкафа». И тут же вспоминается юный герой Розова, бросающийся на «мещанский сервант» с отцовской саблей. Художник-постановщик Андрей Климов создает уютный островок, в котором есть большой стол с кружевной скатертью, абажур с теплым кругом света и большой самовар, вот только вокруг, словно грозовые тучи, глухое нечто, душная и давящая темнота. А в центре накренившегося в пустоту пола застыл рояль, как черная птица, как знаменитый буревестник. Буря грянет, и устроят ее сами обитатели этого дома.
Глава семейства – старик Бессеменов в исполнении Сергея Блохина — сильный и умный мужчина, мучающийся от того, что любимые дети становятся его продолжением. Как он, ругаясь и крича, протягивает руки к сыну, желая обнять и защитить от «неправильной» жизни! Как он хватает на руки умирающую дочь и, сгорбившись, сидит у ее двери! И постоянные скандалы в семье не от властности его, а от обиды на детей, обманувших его надежды на тихую старость. Петр, любимый сын, сыгран Валентином Ометовым равным отцу. Оба они похожи в своей вспыльчивости и в своем отношении друг к другу. Петр бунтует по-юношески, он не уверен в своей «новой правде» о свободной жизни и, пройдя опыт разочарований, действительно станет таким же, как отец.
Герои, связанные узами родства и общих воспоминаний, желают жить только в соответствии с собственными идеями и хотениями, и сами разрушают свой дом. Каждый, как при кораблекрушении, ищет опору в своем: родители в вещах и деньгах, дочь Татьяна (Мария Мельникова) в музыке, Петр в кажущейся любви к вдове смотрителя тюрьмы Елене (Вероника Блохина), которая в свою очередь нашла в нем замену своим «любимым арестантикам», певчий Тетерев (Александр Сучков) в извечной российской болезни. Герои пьют водку с чаем и философствуют о смысле жизни, тривиально страдая от непонимания и безответной любви. И чем больше они пытаются выяснить отношения, тем больше боли причиняют друг другу. И вызывают искреннее сочувствие у меня, зрителя. Но не друг у друга. Единственный, кто способен радоваться чужому счастью или сочувствовать в беде — торговец певчими птицами Перчихин (Юрий Котов), да и тот в этом доме считается жалким безумцем. Среди них машинист Нил (Николай Шубяков) с его энергичной жизнерадостностью и уверенностью в себе кажется (да и является) жестоким по отношению к приемному отцу, к безнадежно влюбленной в него Татьяне, да и ко всем в этой семье. Он летит вперед, как его игрушечный паровозик, давя мечты и сомнения, с остановкой в счастливой коммуне. И еще неизвестно, будет ли хорошо там с ним веселой и славной девушке Поле (Анна Сучкова).
А жизнь за пределами этого дома еще проще и пошлее. Она является в образе беспутной Бабы с улицы (Виктория Беликова), распевающей городской фольклор и с любопытством подглядывающей за чужим горем. Может, она зашла сюда из другой пьесы Горького, так хорошо известной нам по школьной программе? И как глубоко находится дно, на которое может опуститься человек от одиночества? Как сохранить свободу своей личности и совместную жизнь? Почти все обитатели этого большого когда-то дома уходят, бросив скорчившегося на голом полу старика Бессеменова. Режиссер Вадим Данцигер не делает однозначных выводов. Но заданные вопросы ведут нас на поиски ответов, что уже немало.
Как вам?
Такое ощущение, что и автор рецензии не знаком с оригинальным текстом. Иначе она подметила бы множество оригинальных решений в постановке.