Мещанская драма с экзистенциальным уклоном.

Принято считать, что пьесы Максима Горького в театрах ставят редко, называя множество разных причин. Однако только за прошедшее десятилетие я вспомнила несколько постановок в Нижнем: «На дне» в театре «Комедия», «Страсти-мордасти» в «Вере», «Фальшивая монета» в театре драмы, «Последние» в ТЮЗе. Так что у нас великий земляк не забыт. Я бы сказала, что скорее, его пьесы не хотят смотреть, вспоминая нудную школьную зубрежку «Буревестника» и почему-то бурлаков. Мы ждем от театра яркого развлечения или эмоционального потрясения, а не бесконечных споров о смысле жизни, о поиске одной общей для всех правды. Нам, современным горожанам, такие пьесы смотреть трудно и скучно. И именно поэтому смотреть их очень полезно для душевного и умственного здоровья.

Такая возможность появилась в театре драмы с новым спектаклем по ранней пьесе Максима Горького «Мещане». Мещанство как жизненную философию за время существования пьесы то считали злом и клеймили позором, уничтожая ни в чем неповинные фикусы, то высмеивали, распевая у костров романтичные песни, то объявляли опорой государства, вежливо именуя «средним классом». Не ждите, что театр ответит вам на вопрос, кто прав в этом споре. Конфликт размеренного порядка и пылкого бунтарства вечен, как конфликт отцов и детей. Режиссер Вадим Данцигер не ищет правых и виноватых, он расставляет акценты так, что невольно задумываешься: почему несчастливы и те, и другие? Он не начинает постановку с «чистого листа», в спектакле разбросаны ссылки и на знаменитую постановку в БДТ, и на время написания пьесы, и на споры об ее героях. На программке  — семейное фото, словно сделанное в ателье М. Дмитриева.  Похожей  общей фотографией начинается телеверсия знаменитого спектакля Г.Товстоногова. Огромный старинный буфет кажется родным братом воспетого Гаевым чеховского «многоуважемого шкафа». И тут же вспоминается юный герой Розова, бросающийся на «мещанский сервант» с отцовской саблей. Художник-постановщик Андрей Климов создает уютный островок, в котором есть большой стол с кружевной скатертью, абажур с теплым кругом света и большой самовар, вот только вокруг, словно грозовые тучи, глухое нечто, душная и давящая темнота.  А в центре накренившегося в пустоту пола застыл рояль, как черная птица, как знаменитый буревестник. Буря грянет, и устроят ее сами обитатели этого дома.

Читайте также:  Достоевский, как по нотам

Глава семейства – старик Бессеменов в исполнении Сергея Блохина — сильный и умный мужчина, мучающийся от того, что любимые дети становятся его продолжением. Как он, ругаясь и крича, протягивает руки к сыну, желая обнять и защитить от «неправильной» жизни! Как он хватает на руки умирающую дочь и, сгорбившись, сидит у ее двери! И постоянные скандалы в семье не от властности его, а от обиды на детей, обманувших его надежды на тихую старость. Петр, любимый сын, сыгран Валентином Ометовым равным отцу. Оба они похожи в своей вспыльчивости и в своем отношении друг к другу. Петр бунтует по-юношески, он не уверен в своей «новой правде» о свободной жизни и, пройдя опыт разочарований, действительно станет таким же, как отец.

Герои, связанные узами родства и общих воспоминаний, желают жить только в соответствии с собственными идеями и хотениями, и сами разрушают свой дом. Каждый,  как при кораблекрушении,  ищет опору в своем: родители в вещах и деньгах, дочь Татьяна (Мария Мельникова) в музыке, Петр в кажущейся любви к вдове смотрителя тюрьмы Елене (Вероника Блохина), которая в свою очередь нашла в нем замену своим «любимым арестантикам», певчий Тетерев (Александр Сучков) в  извечной российской болезни. Герои пьют водку с чаем и философствуют о смысле жизни, тривиально страдая от непонимания и безответной любви. И чем больше они пытаются выяснить отношения, тем больше боли причиняют друг другу. И вызывают искреннее сочувствие у меня, зрителя. Но не друг у друга. Единственный, кто способен радоваться чужому счастью или сочувствовать в беде — торговец певчими птицами Перчихин (Юрий Котов), да и тот в этом доме считается жалким безумцем. Среди них машинист Нил (Николай Шубяков) с его энергичной жизнерадостностью и уверенностью в себе кажется (да и является) жестоким по отношению к приемному отцу, к безнадежно влюбленной в него Татьяне, да и ко всем в этой семье. Он летит вперед, как его игрушечный паровозик, давя мечты и сомнения, с остановкой в счастливой коммуне. И еще неизвестно, будет ли хорошо там с ним веселой и славной девушке Поле (Анна Сучкова).

Читайте также:  На игре. Рецензия на спектакль "Дом, который построил Свифт" в театре "Комедiя"

А жизнь за пределами этого дома еще проще и пошлее. Она является в образе беспутной Бабы с улицы (Виктория Беликова), распевающей городской фольклор и с любопытством подглядывающей за чужим горем. Может, она зашла сюда из другой пьесы Горького, так хорошо известной нам по школьной программе? И как глубоко находится дно, на которое может опуститься человек от одиночества? Как сохранить свободу своей личности и совместную жизнь? Почти все обитатели этого большого когда-то дома уходят, бросив скорчившегося на голом полу старика Бессеменова. Режиссер Вадим Данцигер не делает однозначных выводов. Но заданные вопросы ведут нас на поиски ответов, что уже немало.

Как вам?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
В большом городе
Комментарии: 1
  1. Рецензия ни о чем

    Такое ощущение, что и автор рецензии не знаком с оригинальным текстом. Иначе она подметила бы множество оригинальных решений в постановке.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: