- Драматургия Григория Горина — исповедь философа. Используя известные сюжеты он, подобно Шекспиру, создавал на их основе свой мир. Но если Шекспир на основе легенд и версий предыдущих авторов создавал новую реальность, то Горин на основе мифотворчества и бродячих сюжетов сочинял условный мир.
- В такой условный мир зритель попадает с первых же минут спектакля «Дом, который построил Свифт» Нижегородского театра Комедии.
- Жанр спектакля определен театром как фантасмагория, однако, течение спектакля выводит обозначенную фантасмагорию на уровень философской парадоксальной драмы.
- Драматург обозначил прием, в котором происходит действие пьесы « театр в театре». Использование приема двойной игры – непростая задача для актеров, которые, не отрицая принципов существования реалистического театра, выстраивают свои образы в рамках условного существования.
- Один способ существования — быть как все, «не высовываться», мы видим в колоритном исполнении роли Великана засл. арт. России Валерием Кондратьевым.
- Второй способ существования — не задумываться о смысле жизни — лаконично создает актер Дмитрий Заботин в образе Рыжего констебля и, наконец, третий способ – создание собственной реальности — это Джонатан Свифт, образ — загадка, , в исполнении Дмитрия Крюкова.
- Если у Шекспира — весь мир театр, то у Горина весь мир — сумасшедший дом в Шекспировском театре, где каждый не понимает, почему мир устроен так, а не по другому.
- Пространство пьесы — игра. Игры бывают жестокими. Актеры в спектакле тонко чувствуют переход от легкости начала игры к жестокому финалу.
- Пронзительной трагедией заканчивается сцена Флима и Рельба в исполнении Дмитрия Кальгина и Дмитрия Ерина. Обобщающей трагедийностью насыщена сцена гибели Рыжего Констебля.
- Ярко оттеняют друг друга две женские противоположности Эстер Джонсон — актриса Юлия Палагина и Ванессв Ванамри — актриса Алена Щеблева. Ироничен и неожидан актер Александр Калугин ( Некто), виртуозна работа Игоря Михельсона ( Патрик, дворецкий). Выразителен судья Бигс ( арт. Еруков). Несмотря на яркие индивидуальные краски, роли сливаются в один актерский ансмабль , звучание которого напоминает звучание небольшого оркестра.
- Точно подобранная музыка придает спектаклю стиль неопределенного времени, костюмы, световое решение и лаконичное решение пространства преподносит зрителю неожиданный мир. Мир, который удалось построить режиссеру спектакля Вадиму Данцигеру и Нижегородскому театру Комедии.
Как вам?