В прошедший четверг, 5 февраля, на экраны страны вышла лента «Игра в имитацию» с Бенедиктом Камбербертчем в главной роли. Фильм, представленный на грядущем «Оскаре» аж в восьми номинациях, сам по себе заслуживает того, чтобы его увидеть. Однако при всех своих достоинствах, картина для российского зрителя выглядит несколько странной.
Про работу секретных служб, особенно во время Второй мировой войны, смотреть будет интересно всегда. А если на такой почве выстроить нестандартный конфликт и приложить к этому достойную актерскую игру, то история о гениальном математике, давшем начало компьютерной эры, выглядит превосходно. Игра Камбербертча вызывает восхищение, а в тандеме с Чарльзом Дэнсом производит на зрителя эффект разорвавшейся бомбы — их диалоги выглядят настолько эмоционально, что невозможно оторвать взгляд от экрана. Слегка разочаровывает Кира Найтли, которая при всех своих возможностях сыграть интересно в этом фильме не играет никак (не совсем понятно, почему ее номинировали на «Оскар» ), но и это не портит общего представления о фильме. В отличие от излюбленной темы американцев об однополой любви, принижении и угнетении геев, которая в последней четверти картины так давит на зрителя, что о достоинствах «Игры» начинаешь забывать.
Именно поэтому негативная реакция многих российских зрителей на «Игру в имитацию» совершенно понятна. Людям, воспитанным на идеях о том, что именно их страна победила гитлеровскую Германию, показывают кино, в котором говорится, что на самом-то деле Германия проиграла войну только потому, что секретный шифр взломал гениальный математик-гей.
При этом гениальность самого Тьюринга (который помимо создания прототипа компьютера оказал на мир высоких технологий примерно то же влияние, что и Эйнштейн на современную физику, но об этом в фильме ни слова) подается скорее как фон, а на первое место буквально выпячивается его нетрадиционная сексуальная ориентация. С исторической точки зрения это факт, но нельзя же из фильма о войне делать кино о том, как в Англии преследовали геев. К сожалению, к финалу режиссер скатился именно к этому, что не может ни раздражать.
Но если отбросить во время просмотра то, как в «Игре в имитацию» подается история самого Тьюринга, отключить на время генетическую память и просто наблюдать за действием, то общее впечатление от картины остается положительным, и посмотреть его все-таки стоит, ведь на фоне откровенного идиотических постановок о Второй мировой, снятых в последние годы, «Игра в имитацию» выглядит очень достойно.
Как вам?
Я так и не поняла, стоит ли смотреть фильм? Киру очень люблю.