ClubGG скачать на ПК 2064629f

Юрий Быков: «Если бы Толстому диктовали как писать, это был бы дурдом»

Юрий Быков — типичный представитель отечественного кинематографа так называемой Новой волны. Он, как и режиссеры в роде Звягинцева, Попогребского или Волошина, не учился режиссуре специально, но его фильмы зачастую выглядят лучше, чем дорогущие блокбастеры именитых мастеров.
Простой парень из Новомичуринска, который по случайности попал на вакантное место во ВГИКЕ, а после 6 лет работал в детских театрах, где играл роли второго плана ( самой яркой для себя он до сих пор считает роль Джека-Воробья), копя деньги на свою первую короткометражку — его путь к режиссуре был довольно тернистым. И тем не менее, его фильмы не только получают отечественные и мировые награды, но и снискали себе народное признание среди киноманов, изголодавшихся по качественному кино. Так в чем же его секрет?
 

— Юрий, ваши фильмы «Майор», «Жить» и «Дурак» стали открытием для многих зрителей, но почему их не показывают в кино, и найти их легче в Интернете, чем на афише кинотеатра?

— Знаете, в чем сейчас главная проблема российского кино? Это не отсутствие идей, это скептически настроенный продюсер, который вынужден создавать видимость, что он развивает российский кинематограф. Сегодня кино — это производство, а, значит, деньги. А с деньгами на кино люди расстаются очень тяжело, ведь гораздо интереснее потратить их на себя, чем на новую картину.

Продюсер может долго с тобой беседовать в кафе о Бертолуччи, Пазолини, Тарковском, но когда речь заходит о деньгах, он вспоминает, что кому-то придется платить за обед.

Но и это еще не все. Фильм должен выйти в прокат, а если нет денег на рекламу, то максимум, что тебе могут предложить — это какой-нибудь захудалый зальчик, о котором почти никто не знает и, от силы, два вечерних показа. Так у нас было с фильмом «Дурак». [Обладатель приза имени Григория Горина за лучший сценарий, награжден дипломом гильдии киноведов и кинокритиков, награждён призами экуменического и молодёжного жюри на кинофестивале в Локарно — при. ред] Его показали всего в трех залах — в Москве, Санкт-Петербурге и Иркутске. После этого я окончательно решил, что буду заниматься продюсированием своих картин исключительно сам.

Читайте также:  Такое кино. Звезды на ММКФ

— Хорошо, так кино сейчас — это все-таки творчество или бизнес?

— Авторское кино — это альтруизм режиссера и его сделка со своей творческой совестью. Если захочешь сделать фильм таким, как ты его видишь, готовься тратить на него свои собственные деньги. С продюсерами другая история. Они очень любят сокращать бюджет и объяснять тебе, что нужно для твоего сценария, а что нет. Но если бы буквы диктовали Толстому, как и куда их нужно вписать — это был бы дурдом. Так и с кино.

— Как вы считаете, есть ли возможность у режиссеров избежать этой продюсерской кабалы?

— Сегодня единственный человек, который может снимать кино так, как он хочет, это Звягинцев. Но надо отдать ему должное, он заслужил это право. Он никогда не занимался сериалами и четко знает, для кого он снимает кино — для фестивалей, для людей с академическим образованием, которые смогут оценить его символизм и аллегории. Собственно, поэтому он может снимать фильм про двух пьющих мужиков, который будет стоить 6 миллионов долларов. Для сравнения, я собираюсь снимать фильм о выходе Леонова в космос, который будет стоит восемь миллионов.

Проблема молодых режиссеров в том, у них нет так называемого ресурса влияния, который есть у Звягинцева, Лунгина или Михалкова. Этот ресурс помогает в нужной ситуации пригрозить продюсеру общественным скандалом. И это единственная возможность для режиссера диктовать свои условия.

— «Дурака» часто сравнивают с «Левиафаном». Как вы относитесь к такому сравнению?

— Вообще, никак не отношусь. Для меня кино — это всегда повествование. Это как сесть с друзьями у костра и начать травить байки. Ну не могу я рассказывать историю из жизни длинными, тягучими предложениями с паузами в роде «Он… [пауза]… пошел…[пауза]…открыть…[пауза]…дверь». Всем же хочется побыстрее услышать продолжение: зачем он пошел? Почему именно дверь? Звягинцев занимается высокохудожественной драматургией. Он памятник киноэпохе, но, как известно, мы сами создаем себе кумиров. Вообще при разговоре о «Левиафане» я сразу вспоминаю Чехова, который прочитал Достоевского и на вопрос, понравилось ли ему или нет, ответил «Длинно и нескромно».

Читайте также:  Стоят за престолами. Личная жизнь актеров сериала "Игра престолов"

— Ваши фильмы выглядят так остро, что невольно задаешься вопросом — а почему вы решили снять именно на эту социальную тему, а не на какую бы то ни было еще?

— Я думаю, что кино не делается по принципу возможности, оно делается по принципу неизбежности. Мне интересно рассказывать о проблемах современности, о том, что происходит здесь и сейчас. К примеру, когда одни думают о том, что будут есть завтра, а другие в это время мучаются, какую бы юбку завтра надеть. Это такая консервация времени, чтобы через десять лет взят такой фильм, пересмотреть и понять, что двигало нами тогда, о чем мы думали, к чему стремились. Я не ориентируюсь на сиюминутную отдачу киносообщества (что западного, что отечественного), я создают документ времени. По сути, мое творчество, это история моей жизни плюс чуть-чуть истории государства. На пример, Рязанскую ГЭС, где работает мой отец, скоро закроют. Сотни человек останутся без работы. Об этом я собираюсь снять фильм. О бунте работяг против власти. Кино должно вызывать общественную дискуссию, оно должно пригодиться своему времени.

— Вы говорите, что ваше кино о проблемах, которые интересны сейчас. А как же, на пример, современные фильмы о Великой отечественной войне? Разве они не поднимают вечные вопросы и неинтересны сегодня?

— Знаете, я с уважением отношусь в Великой отечественной войне, но, мне кажется, про нее уже наснято столько, сколько она даже не шла.

— А проблема Украины? У вас не возникало интереса снять фильм об событиях там?

— Да, интерес есть. Есть даже рабочее название — «Волонтеры». Через несколько месяцев планируем начать съемки. Если честно, я вижу, что там происходит сейчас, и меня это бесит. Я не понимаю, что должно заставлять людей убивать друг друга.

— Скажите, а почему на телевидении практически не показывают умного, глубокого кино?

— Телеканалы придерживаются негласного соглашения, по которому ни одна социальная драма в эфир не пойдет. Именно поэтому закрыли «Закрытый показ». Пока еще есть площадка на ТНТ, но это же оксюморон. Это все равно, что привезти тело Чехова на похороны в вагоне из-под устриц. По сути, ТВ-продюсеры — это сообщество людей, которые играют по правилам, которые даже не они придумали.

Читайте также:  Просто огонь. Австралийские пожарные выпустили новый сексуальный календарь

— А как же Гай-Германика с ее «Школой», которую показали аж на Первом канале?

— Германика — это вообще отдельный разговор. Если не считать того, что «Школа» — это изначально проект Константина Эрнста. Если не ошибаюсь, главы каналов как-то встречались с президентом, обсуждали качество современных отечественных фильмов, а когда зашла речь о Германике и поднялась волна критики, Путин лично сказал о ней «Попрошу художника не трогать». Именно поэтому Германике сейчас позволено больше, чем остальным.

— Как вы считаете, заменят ли сериалы классический полный метр в кино?

— Я не считаю сериал отдельным каноничным киновысказыванием. Как говорил один мой знакомый продюсер, если человек снимает сериал — он снимает подложку для рекламы. Без сомнения, есть дорогостоящие и интересные проекты, но их единицы. «Жизнь и судьба», «Ликвидация»… Но, заметьте, у них один режиссер [Сергей Урсуляк — прим. ред.]. Это штучный товар. Так сказать, визитная карточка канала.

— Но сериал «Метод» вы все-таки сняли. Скажите, а почему выбрали для съемок Нижний Новгород и каково ваше впечатление от города?

— Я получил колоссальное удовольствие от города, в котором, я надеюсь, кинопроизводство будет развиваться и дальше. В силу того, что мы полностью и надолго потеряли Украину как съемочную площадку, можно ожидать того, что в таких городах, как Нижний Новгород, Краснодар, Ростов-на Дону съемки будут проходить все чаще. Однажды я приехал на Большую Покровскую, мы с Костей Хабенским репетируем, он выходит на площадку… Стоят две девочки. И между ними разговор. Я подхожу, слушаю сзади:

«- А кто снимается-то?

— Костя Хабенский.

— А снимает кто?

— Цекало!»

После этого я понял, что для того, чтобы стать знаменитым режиссером, надо быть, как Костя Хабенский.

Как вам?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Большие девочки в большом городе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: