Сегодня ведётся очень много споров о том, какими должны быть спектакли для детей, и что может дать театр маленькому зрителю такого, что не даёт телевизор, компьютерные игры, телефоны, наконец.
Если говорить только о развлечении, то тут, пожалуй, у современных гаджетов, и в самом деле, больше преимуществ. Если же говорить о воздействии на душу, то тут у театра всё-таки равных нет. И если режиссёру удаётся выйти на искренний, и обязательно увлекательный разговор с юной публикой, то зрительское внимание и успех спектаклю обеспечены.
И недавняя премьера на сцене нижегородского ТЮЗа — «Матушка-крапива» это наглядным образом подтверждает.
Спектакль поставлен по одноимённой пьесе замечательного драматурга Виктора Ольшанского. Это сказка-притча. Много лет назад добрая волшебница превратила в людей Крапиву и Гриб лесной, чтобы они вырастили и воспитали, как родного, малыша, найденного в логове разбойников. И жить им в человечьем обличьи отведено до тех пор, пока сын их любит и помнит..
А сыну приспичило завоевать любовь царской дочери Лукерьи…
За явной сказочностью сюжета абсолютно реальные взрослые проблемы — верного выбора, преданности, умения любить…
Режиссёр-постановщик спектакля Владимир Червяков ведёт с маленьким зрителем разговор об этих темах на равных. Не присаживаясь на корточки, но и не ударяясь в назидание.
Красочные, стилизованные под лубочный стиль, декорации Андрея Михайлова, которые вызывают восторженный гул восхищения, едва открывается занавес, подчёркивают притчевость сюжета. Яркие костюмы Натальи Симаковой и музыка Александра Суворова создают сказочную атмосферу.
Сами герои — мягкая, обволакивающая своей любовью Матушка-Крапива (заслуженная артистка РФ Марина Чернова), чуть ворчливый, нарочито суровый, но добрый и мягкий Гриб Говорушка (Дмитрий Соколов), нежная и трепетная Болотница (Анна Сильчук) напоминают героев классических киносказок Роу и Птушко. И вместе с тем, спектакль воспринимается, как современное действо.
Фрейлина Шпрехендойч (Анастасия Ковалив), под счастливый хохот зала пытающаяся постигнуть азы русского языка и загадочную русскую душу, жадный Царь-государь (Игорь Авров), у которого всё только на словах, да и сам главный герой Алёша (Ярослав Тимофеев), мечтающий стать царским зятем — это образы из нашей сегодняшней жизни.
В спектакле очень много юмора — без скатывания до примитивного кривляния, которым порой грешат детские постановки. Смех звучит в зале на протяжении всего спектакля.
И тем пронзительней получается финал, к которому Алёша приходит уже совершенно другим человеком.
И что такое настоящая любовь узнал, и каким дураком раньше был понял, и даже, что для него важнее всего в жизни определил… Вот только родители снова в крапиву с грибом превратились…
Потому что человеческой жизни им было отмерено, пока сын их любит и помнит…
«И не печалься, сынок, не грусти, ведь мы всегда с тобой, мы всегда рядом… Любим мы тебя, а ты уж постарайся счастливо свой век прожить, достойно», — звучит над головой Алёши голос родителей. Напутствие всех родительских сердец своим детям…
…Этот спектакль режиссёр посвятил памяти своей мамы…
Как вам?