В городе Санкт-Петербурге на берегу реки Фонтанки есть Измайловский сад, а в том саду театр, называющийся Молодежным театром на Фонтанке и руководимый режиссером Семеном Яковлевичем Спиваком. Недавно я провела в этом театре пять незабываемых вечеров, посмотрев спектакли «Семья Сориано» Эдуардо де Филиппо, «Дни Турбиных» МихаилаБулгакова, «Отелло» Уильяма Шекспира, «Идиот. 2012» Фёдора Достоевского и «Три сестры» Антона Чехова.
Это был первый театр, в который я попала в Питере много лет назад, до сих пор в нем царит та же атмосфера живого, серьезного человеческого общения всех присутствующих в этот вечер на спектакле – и зрителей, и артистов. Как-то раз я оказалась на постановке «Крики из Одессы» по пьесе И.Бабеля в день, когда питерский футбольный клуб «Зенит» стал чемпионом кубка УЕФА. Кто знает, тот поймет, что творилось в городе. И спектакль не мог не закончиться фразой, которую ждал весь зал. «Зенит» чемпион!» – крикнул на поклоне одесский биндюжник Мендель Крик, и все с восторгом подхватили его.
Сейчас в саду стоят два здания – старое, тесно сплачивающее всех попавших в него, и недавно построенное с большой, но, все же, камерной сценой. А на скамеечке в саду присел маленький немолодой ангел-петербуржец с зонтиком и книгой в руках. Именно эта скульптура, как мне кажется, точнее всего отражает эстетическую и гражданскую позицию «Молодежки» как театра психологического, рассматривающего жизнь человеческого духа и врачующего человеческую душу, театра умного и глубокого. Здесь не боятся играть долго и спеть «живьем» романс до конца, смеяться в трагедиях и рыдать в комедиях, открыто обращаться в зал, говорить о чести и достоинстве, вызывать сочувствие ко всем персонажам.
Никогда не думала, что буду жалеть трусливого карьериста полковника Тальберга из «Дней Турбиных» или грубияна Соленого из «Трех сестер». Или сочувствовать интригану и убийце Яго, страдающему от ревности к жене и мстящего Отелло за свою уничтоженную любовь. Здесь Яго не расчетливый злодей, он всего лишь, как часто случается в жизни, бросил словцо, которое затянуло всех не просто в интригу, а в целую цепь злоключений и преступлений. Его несчастная истерзанная душа распространила беду на окружающих. Это ли не выражение зла? Это ли не наши современные трагедии? В репертуаре театра на Фонтанке нет случайных авторов, модных или коммерческих, но нет и хрестоматийно скучных.
Семён Спивак словно расширяет границы хорошо известных пьес, показывая то, что происходит за рамками текста. И потрясает сцена, когда Ольга в «Трех сестрах» после пожара в третьем действии задумчиво разливает керосин из лампы и чиркает спичкой. Или когда полковник Турбин сверху, словно с небес, смотрит на свой дом, на возвращение раненого младшего брата, и только потом спокойно и сознательно уходит в небытие. Или как беззвучно и горько рыдает «никогда не плачущая» сильная женщина Филумена Мортурано. И как Отелло ведет Дездемону на маяк, чтобы оттуда показать родную Африку.
Здесь лица артистов хорошо известны по сериалам, их голосами говорят многие зарубежные «звезды». Но зрители приходят не на «медийные» лица, и никто не «звездит», здесь смотрят спектакли по несколько раз, чтобы что-то понять, чтобы вместе с героями любить и страдать, умирать и радоваться жизни.
Мораль сих строчек проста. Если окажетесь в Петербурге и захотите «культурно провести вечер», то вспомните, что в театральной афише этого города наряду с известнейшими театрами — Мариинским, Александринским, БДТ, Малым драматическим — есть Молодежный театр на Фонтанке в Измайловском саду, где грустный ангел на скамейке обязательно вам улыбнется.
Как вам?