Признаюсь честно, в современной музыке я не сильна. Наверное, тут роль играет классическое «девочкино» музыкальное образование – 7 классов честно отбарабаненных на фортепиано сонат и пьес. Поэтому и сейчас цепляют лишь интересные мелодии, а на слова внимания почти и не обращаешь. А расслабиться до сих пор помогают классические произведения великих музыкантов, хотя сейчас Бетховена от Чайковского я (опять признание!) уже не отличу. Тем не менее, ощущение одухотворенности прямо-таки снисходит на тебя при прослушивании классической музыки.
И если музыку прошлого века лучше слушать на оригинальном виниле, то классику, конечно же, слушать надо только в исполнении талантливых музыкантов. Такая возможность у нас, нижегородцев, предоставляется не всегда. Изредка с гастролями наезжает пианист Денис Мацуев, а остальных исполнителей с именем в город приходится будто заманивать, и, видимо, не всегда это получается.
Тем ценнее ставший ежегодным Сахаровский фестиваль, когда в город съезжаются десятки музыкантов со всего мира. И в этом году он пройдет в Нижнем Новгороде с 3 по 16 июня. Сходить на него обязательно надо – здесь все, как на Олимпиаде: самые грандиозные – открытие и закрытие, но и другие «показательные программы» посмотреть стоит. А сходить стоит вот почему.
Два года назад я попала, помнится, на открытие фестиваля. Даже место в неудачном для нашей филармонии втором ряду впечатление не испортило. Мощность пьес, которые на одном духу исполнял оркестр, захватывала, а плавные движения дирижера погружали в транс. Несмотря на это, я все же успела разглядеть сидящих в зале. Публика была настолько атмосферна, что походила на массовку какой-нибудь драмы XX века. Седовласые мужчины в костюмах и запонках, которым на глаз можно было поставить ценник в несколько десятков тысяч рублей, пожилые женщины с шикарными укладками, мехами и бриллиантами, россыпью сверкающими на шее, запястьях и пальцах. Костюмам присутствующих мог позавидовать стилист последней экранизации «Великого Гэтсби». Для этих людей – определенного класса или, если хотите, сословия – Сахаровский фестиваль был настоящей непреходящей модой, местом, где в этот вечер нужно быть обязательно. Они степенно целовались в щечки со знакомыми в фойе и рассаживались в зале, невольно теребя программки. У большинства из них места были зарезервированы сразу на все дни фестиваля – даже если посетить они всю программу не смогут, это будет лишним подчеркиванием высокого статуса. Среди всего этого праздного великолепия я казалась себе нищенкой, забредший случайно во дворец, где проходила не иначе как коронация наследника трона.
А со сцены все это время лилась музыка, усиливающая эффект волшебства вокруг… Одно перечисление имен у людей сведущих и не очень вызывает приятные мурашки: Юрий Башмет, все тот же Мацуев, Жан-Эффлам Бавузе, Мстислав Ростропович, Нани Брегвадзе и многие-многие другие, не знакомые слуху русского обывателя имена зарубежных музыкантов. А музыку передать словами просто нельзя – сейчас ты нежная Офелия, а уже через несколько минут пылкая Кармен.
Конечно, у Сахаровского фестиваля есть и очень большой минус – цены на билеты, сопоставимые с роскошеством творящегося там . Но если возможность посетить фестиваль все-таки представится, мой вам совет – обязательно ею воспользуйтесь. Светлая радость и грусть – с такими смешанными чувствами выходишь из зала филармонии. Грусть – оттого, что мы, не заставшие оригинальных исполнений Бетховена, Гайдна, Берлиоза, да и наших, отечественных Моцарта, Глинки, Римского-Корсакова, Шостаковича и многих других совсем скоро потеряем и целую эпоху ценителей классики. А радость – оттого, что хоть на один вечер ты оказался причастен к этой самой эпохе.
Как вам?
Цены на концерты — от 400 руб, на мой взгляд совсем не дорого. На открытие — от 800 до 2,5 тыс. Но на открытие билетов уже нет…